Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103
  • 00

    дни

  • 00

    часы

  • 00

    минуты

  • 00

    секунды

Рабби Яаков-Йосеф а-Коэн из Полонного (1710—1784), один из ближайших учеников Бешта.
Йорцайт – 24 Тишрея 
Место захоронения – Полонный, Украина
Он автор книг «Толдот Яакова-Йосеф» (Потомство Яакова Йосеф), «Бен Порат Йосеф», «Цафнат панеах», занимал должность раввина в общинах Шаргорода, Рашкова, Немирова и Полонного.
Еще до знакомства с Бештом, будучи раввином в Шаргороде, примкнул к кругу хасидов-каббалистов (под влиянием р. Иегуды-Арье-Лейба, “Наставника” из Полонного).
Шмоне Эсре
О нем говорили: «Бисер на устах блаженной памяти праведника Раби Яакова Йосефа: ему легче выдержать десяток талмудических словопрении, чем один раз прочесть молитву «Осьмнадцать» – (Шмоне эсре).
Видели ученики, что раввин святой общины Полонного дотрагивался до тфилин перед молитвой «Осьмнадцать», а после молитвы «Осьмнадцать», закончив благословение «Благословляющий народ свой миром», сразу же дотрагивался до тфилин. И должны учиться у него усердию в служении Творцу. А во время произнесения «Осьмнадцати» громким голосом он постоянно глядел в молитвенник и слушал слова кантора.
Молитва Раби из Полонного
А Рабби Зуся из Аниполя, когда тот возвращался от своего брата Элимелеха и проезжал через Жолков, рассказывал: «Стоял я в одном месте Бейт Мидраша на молитве, и была молитва чистой и ясной, наподобие молитв Бешта, а какова причина этого, не знаю».
И говорят, что это было молитвенное место автора книги «Толдот Яаков-Иосеф».
О Б-гобоязненности
Рав Яаков из Полонного рассказывал, что выбрал себе одну старушку и давал ей постоянно по золотой монете, называемой гилденер, за четыре цицит из восьми нитей каждая, чтобы та от начала прядения до конца не произносила ни слова.
А когда впервые привезли цицит из Калиша, то он купил их, потому что они были очень красивые. Но навязать их на талит он побоялся, не будучи уверен в том, что их пряли во имя заповеди. Показал он их Бешту, а тот сказал: «Если боишься навязать их на свой талит, то дай их мне, и я их навяжу на мои талит», потому что распознал, что пряли их ради заповеди.
Уровень праведника
Однажды Рав Йосеф из Полонного по какой-то надобности поехал к гра-доначальнику Рашкова и по дороге остановился на молитву. И когда дошел в молитве до «И Он милосерден, отпускает грех», – а дело было либо в понедельник, либо в четверг, – то облек свою нужду таким образом, как будто Шхина молит Б-га Израилева о подобной нужде. А после молитвы возвратился домой и сказал по великому своему смирению:
«Я бы не стал об этом говорить, если б не знал, что теперь я не на том уровне».
В одной из рукописи Рава из Полонного рассказывается, как он видел во сне, как входит он в один из чертогов Райского сада и зрит, что тот великолепен до крайности, и глаз не может насытиться его видом. И задержался он там, любуясь его несравненной красой, и увидел тем временем, что Сатана в образе собаки входит в этот чертог, а там заседали мужи Судилища, и начинает злословить пред ними на одного сельского жителя, говоря: «Правда, что он беспрестанно учит Тору и щедр на милостыню, но есть у меня на него жалоба, ибо живет он в этой деревне много лет и каждый год обирает своих христиан». Произвел он подсчеты пред Судилищем, и вышла круглая сумма.
Накричали на него мужи Судилища, как кричат на собаку, и убежал он.
Когда услышал этот раввин такое злословие, заныло у него сердце, и решил не уходить оттуда, пока не узнает, чем кончилось дело. Через полчаса Сатана явился опять, вновь выложил свои обвинения, и снова накричали на него, и убежал он.
Явился он в третий раз, встал пред Судилищем и произнес: «Владыка Вселенной! Предстал я с челобитной пред Судилищем, а они глухи к моим словам».
Раздался глас свыше, чтобы разобрали это дело; и записали решение суда: владелец деревни заберет все его имущество, а его самого и домочадцев возьмет под стражу, или выкрестится один из детей его, а право выбора за этим откупщиком.
Взял этот судебное решение в зубы, собираясь уходить, а раввин пробудился ото сна и очень сокрушался по поводу откупщика этого, ибо любил его весьма, а к тому же слышал, что даже сам Сатана хвалил его. Послал он за откупщиком, рассказал ему о том, что произошло, и предпочел тот, чтобы владелец забрал все его имущество, а его самого взял под стражу вместе с домочадцами, но чтобы никто из детей его не стал – не дай Бог! -отступником.
Так и случилось, забрал хозяин все имущество, посадил его с домочадцами под замок, и вынужден был раввин скитаться, собирая деньги для их выкупа, и вызволил его с домочадцами оттуда. И учил Рав из Полонного насколько серьезны проступки, как ограбление иноверца, ибо написано в книгах, что Сатана взыскивает это с добрых дел.
Рабби Яаков-Йосеф из Полонного умер примерно в 5542 (1782) году и был похоронен в одном склепе со своим старшим другом рабби Йеудой-Лейбом, «Наставником» из Полонного, раввинский пост которого рабби Яаков-Йосеф в свое время занял. Вот выдержки из эпитафии на его могиле:
Муж отважный, знаменитый подвигами хасид,
Скромный муж Б‑жий,
Про которого говорят: «Святой»,
Раввин нашей общины, великий
Господин наш, учитель наш Яаков-Йосеф,
Сын учителя нашего Цви Каца, автор
Книги «Толдот Яаков-Йосеф»
Книги «Порат Йосеф»
«Цофнат Панеах»
О месте захоронения Рабби Яакова-Йосефа среди жителей Полонного ходит следующая легенда. После смерти «Наставника» один еврей купил для себя место рядом с его могилой. Каждый день приходил он туда, молился, читал псалмы и обкладывал место своего будущего погребения монетами, которые потом раздавал бедным. Однажды на кладбище пришел Рабби Яаков-Йосеф, ему понравилось это место, и он решил быть похороненным там. Когда ж он узнал, что участок уже принадлежит кому-то, вызвал хозяина и начал уговаривать его продать облюбованное место. Тот согласился, но при условии, что его похоронят рядом с Рабби, что и было ему обещано. После смерти Рабби Яакова-Йосефа над его могилой и могилой «Наставника» был возведен склеп, да так, что свободного места там не осталось. А несколько лет спустя тот еврей умер, но перед смертью попросил членов погребального братства сходить на могилу Рабби Яакова-Йосефа и напомнить покойному о данном обещании. Едва он умер, тело его принесли к склепу, и кто-то из исполнявших его последнюю волю напомнил об обещании. В тот же миг могилы Рабби Яакова и «Наставника»… раздвинулись и образовалось пространство, достаточное, чтобы похоронить одного человека. Сразу после погребения могилы раввинов вновь сблизились.
После смерти Рабби Яакова из полонного – не утихала война с его книгами не утихала и после его смерти. Лагерь противников возглавил верховный Раввин Праги Йехезкель Ланда (1713–1793), автор труда «Нода бе-Йеуда» («Известно в колене Йеуды»). Самих хасидов Рабби Ланда и в глаза не видел, так как Прага отстояла далеко от центров их проживания, но книга «Толдот Яаков-Йосеф», которая на тот момент была основным трудом по хасидизму, настолько обозлила его, что он, как и Виленский Гаон приговорил ее к сожжению.
Сохранилось предание о том, что Рабби Яаков-Йосеф явился во сне своему ученику, Рабби Шимшону из Шепетовки, и потребовал, чтобы тот отправился в Прагу и потребовал от Рабби Йехезкеля объяснений.
После долгих скитаний Рабби Шимшон добрался наконец до Праги и под видом нищего вошел в дом автора «Нода бе-Йеуда», когда тот сидел в окружении учеников, оттачивая свой ум в изощренных талмудических дискуссиях. Рабби Йехезкель принял «попрошайку» неприветливо, посчитав, что тот мешает и отвлекает его и учеников от учебы, но тот вступил в беседу и остроумно показал, насколько безосновательны и бесцельны их логические построения. Он назвал эти штудии лишь забавой и способом блеснуть, а кроме того, доказал, что и сам умеет при надобности талантливо вести дискуссию, найти «изюминку» в предмете и обладает талмудическими познаниями, не менее глубокими, чем у тех, кто сидит перед ним. Когда присутствующие убедились в его учености, он открыл им свое истинное лицо и сказал: «Я меньший из младших учеников святого цадика из Полонного, автора “Толдот Яаков-Йосеф”. Из этого вы можете заключить, каковы у нас средние ученики и каковы же старшие, а после того сумеете себе представить, какова глубина познаний и острота ума великого Рабби, написавшего “Толдот Яаков-Йосеф”».
Затем, продолжает предание, последовала дискуссия между ним и Рабби Йехезкелем о хасидизме вообще и о рабби Яакове-Йосефе в частности. Особенно изумило пражского Раввина утверждение рабби Яакова, что «для того, чтобы цадик смог приподнять нижнюю ступень и приблизить ее к высшей, он должен спуститься к ней и обрести с ней связь». Гость из Шепетовки отвечал: «Прежде чем удивляться словам Рабби, вам следовало бы вознегодовать на Моше, который первым пошел той же дорогой». «В час, когда евреи совершили это деяние (поклонение золотому тельцу), – учил рабби Нехемья в мидраше «Шмот раба», – встал Моше, чтобы убедить Вс-вышнего простить их, и сказал: “Владыка мира, они Тебе помогли, а Ты хочешь их уничтожить?! Тогда пусть этот телец Тебе помогает: Ты будешь заставлять светить солнце, а он – луну, Ты – звезды, а он – созвездия и т. д.». Ответил Г‑сподь: “Моше, ты ошибаешься так же, как и они, ведь этот телец – ничто!” Но тот ответил: “А почему же Ты тогда гневаешься на Своих сыновей?” Видите, что Моше, с которым, как утверждает Тора, никто не может сравниться, в своем желании защитить еврейский народ и приподнять его на более высокую ступень, позволял себе спуститься настолько, что произнес слова, которые могут быть истолкованы, как издевательство и насмешка над Небесами».
В конце концов Рабби Шимшон одержал победу в споре и смог убедить Рабби Ланда в своей правоте. Тогда, заключает предание, тот «поднял книгу «Толдот Яаков-Йосеф», которая валялась у него под ногами, и поцеловал ее».
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
(По книге «Шивхей Бешт», журналу «Лехаим» – редакция silatehilim.com)
Окт 15 - 16 2025
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Ноябрь

Неделя 4

Вс 27
Пн 28
Вт 29
Ср 30
Чт 31
Пт 1
Сб 2
Вс 3
Пн 4
Вт 5
Ср 6
Чт 7
Пт 8
Сб 9
Вс 10
Пн 11
Вт 12
Ср 13
Чт 14
Пт 15
Сб 16
Вс 17
Пн 18
Вт 19
Ср 20
Чт 21
Пт 22
Сб 23
Вс 24
Пн 25
Вт 26
Ср 27
Чт 28
Пт 29
Сб 30
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications