Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 23 Сивана Йорцайт Рабби Яков Поллак из Люблина
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Яков бен Йосеф Поллак (1460/1470-1541) — чешско-польский раввин, основатель «польского» направления метода изучения Талмуда и галахи, так называемого «Пилпула», оказавший глубокое влияние на развитие талмудизма в Польше.
Йорцайт – 23 Сивана
Место захоронения – Люблин, Польша
Он был учеником Якоба Марголиота из Нюрнберга, с его сыном – Исааком он служил в пражском раввинате.
Стал известен после того, как Рав Йеуда Минц выступил против него в 1492 г. по вопросу о разводе. Овдовевшая свекровь Поллака, богатая и знатная женщина, которую даже принимали при богемском дворе, выдала свою вторую дочь, еще несовершеннолетнюю, замуж за талмудиста Давида Зенера. Сожалея об этом шаге, она хотела расторгнуть брак; но муж отказался давать развод, и мать, по совету Поллака, добивалась расторжения брака посредством заявления об отказе («ми’ун») со стороны жены, разрешенного талмудическим законом.
Однако Рав Менахем Мерзебургский, признанный авторитет, за полвека до этого решил, что официальное письмо о разводе необходимо тоже в таком случае, хотя его мнение не поддержали восточные раввины. Поэтому, когда Поллак объявил брак своей невестки недействительным, все раввины Германии протестовали и даже подвергли его отлучению до тех пор, пока он не подчинится решению Рава Менахема.
Рав Йеуда Минц из Падуи также принял решение против Поллака, которого поддержал только один раввин, Меир Пфефферкорн, которого обстоятельства вынудили одобрить решение Рава Поллака. (Иуда Минц, Responsa, № 13; Grätz, «Gesch», 2-е изд., IX, 518). )
У Поллака был еще один ожесточенный спор с сыном Минца Авраамом по поводу судебного решения, в котором, как говорят, приняли участие более 100 раввинов. (Ibn Yaḥya, “Shalshelet ha-Ḳabbalah”, ed. Amsterdam, p. 51a)
После воцарения короля Сигизмунда I в 1506 году многие евреи покинули Богемию и уехали в Польшу, основав собственную общину в Кракове. Поллак последовал за ними, исполняя обязанности раввина, и, организовав школу для изучения Талмуда, которой до того времени в Польше не уделялось должного внимания.
Изощренная обработка Талмуда, которую Поллак обнаружил на начальной стадии в Нюрнберге, Аугсбурге и Регенсбурге, была связана главным образом с умственной гимнастикой прослеживания отношений между вещами, сильно расходящимися или даже противоречащими друг другу, а также с постановкой вопросов и их решением неожиданными способами.
В 1495 Рав Поллак решил уехать в Краков, чтобы присоединиться к родственникам своей жены, семье Фишель, одной из самых влиятельных и богатых семей в городе. Свекровь Поллака, Рахиль (Рашка), является доминирующей фигурой: она финансовый агент королевы Елизаветы Габсбургской, вдовы короля Польши Казимира IV. Поллак вскоре присоединяется к семейному бизнесу и имеет дело с королевским двором и городом Краков. В 1503 году он был назначен главным раввином (Рав Мединой) Польши (или, возможно, только Малой Польши) королем Александром I. Это высшая должность в еврейской общине Польши, и он первый занимает эту должность.
Поллак пользовался большим авторитетом в Польше и был защищен королевским двором.
Пилпул (сложная дискуссия)
Рав Яаков Поллак внедрил этот метод обучения в возглавляемые им Йешивы сначала в Праге, а затем в Кракове.
Пилпул был разработан, чтобы обострить ум с помощью вопросов и ответов, а также дискуссий. Декан обычно читал Пилпул на определенную тему в Талмуде, сначала углубляясь в Раши и Тосефот, затем поднимая вопрос, давая ответ, аннулируя ответ другим вопросом, предлагая другое решение и так далее. У этого метода были свои достоинства и свои недостатки. Хорошая сторона заключалась в том, что ученикам приходилось глубоко вникать в изучаемый ими предмет, тем самым «оттачивая интеллект»; Пилпул овладел учениками, и они были «наэлектризованы» учебой. Минус заключался в том, что много времени уходило на вопросы, которые на самом деле не были вопросами, и на ответы, которые не были ответами. В то же время можно было сделать ошибку; а также можно было испытать чувство надменности и самодовольства. Поэтому многие знатоки Торы были против метода Пилпула. Среди противников были такие гиганты, как всемирно известный Маhарал из Праги, раввин Эфраим Лунчиц, раввин Мордехай Яффе (Баал а-Левушим), святые «Шла а-Кадош», «Маhаршо» и другие. Исключительно сильным противником был раввин Хаим Бецалель, брат Маhарала Праги, который писал в своей книге «Дерех Хаим» («Путь жизни»), что метод Пилпул приносит больше вреда, чем пользы, что он построен на ложных основаниях, и что это пустая трата времени; изучение с углублением – да, а вот, Пилпул с мелочью обсуждение – нет.
Ни сам Рав Поллак, ни Рабби Шалом Шахна, один из его самых известных учеников, не написали ни одной книги. Сын последнего раввин Исраэль Шахна объяснил это тем, что они не хотели связывать будущие поколения своими постановлениями, и процитировал других раввинов, которые также воздерживались от закрепления своего юридического решения в книжной форме.
Несмотря на то, что раввин Якоб Поллак не написал ни одной книги, тем не менее, он был знаменитостью. Его самым большим вкладом было то, что он возродил изучение Торы в Польше. Благодаря ему Польша стала одним из мировых центров Торы, который процветал сотни лет, пока Гитлер (да будет вычеркнуто его имя) не уничтожил еврейское население Польши.
В 1530 году Поллак отправился в Святую Землю, а по возвращении поселился в Люблине, где умер в один день со своим противником Равом Авраамом Минцем.
Его самыми известными учениками были Рав Шалом Шахна из Люблина и Рабби Меир из Падуи (Маhарам из Падуя).
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
https://dailyzohar.com/tzadikim/1013-Rabbi-Jacob-Pollak
Инструменты доступности