Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 22 Ияра Йорцайт Рабби Шломо Элиэзер Альфандри – Саба Кадиша
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Шломо Элиэзер бен Яаков Альфандри – Саба Кадиша (1826–1930)
Йорцайт – 22 Ияра
Место захоронения – Ар а-Зейтим
Саба Кадиша, был выдающимся раввином, каббалистом и Рош-Йешива в своем родном Константинополе. Позже служил главным раввином Дамаска и Цфата. Он был известен своим строгим толкованием алахи и бескомпромиссной приверженностью ортодоксальному иудаизму.
Саба Кадиша родился в контролируемом Османской империей Константинополе в выдающейся семье знатоков Торы. Его отец, Рабби Яаков, был знатоком Талмуда; его дед, Рав Хайим бен Яаков Альфандари, написал «Магида Мирейшита», а его прадед, рабби Яаков бен Хайим Альфандари, написал «Муцаль Ми-Эйш», его мать, Хана, также происходила из знатной семьи.
В юности Саба Кадиша отличался острым пониманием предметов Торы. Тем не менее, он отказался принять должность раввина или носить обычную одежду городских мудрецов. Он согласился присоединиться к Ваад а-рухани (духовному совету) Константинополя и принял должность Рош-Йешивы, которую для него основали местные евреи. На последнем посту он обучал многих выдающихся ученых, в том числе Рабби Хаима Хизкия Медини – «Сдей Хемед».
Раввин Саба Кадиша продемонстрировал свою готовность занять твердую позицию в крайне напряженной политической ситуации, в которой он бросал вызов взглядам всей своей общины.
Речь шла о призыве еврейских солдат в султанскую армию, указ, чреватый духовной опасностью. Первоначально, евреи, бежавшие от испанской инквизиции в Османскую империю, были освобождены султаном от армии. Однако во времена раввина Саба Кадиша, новый султан Абдул Хамид II издал указ, согласно которому все немусульмане должны записываться в армию.
Раввины города безуспешно пытались отменить указ. В конце концов они решили принять указ, а не провоцировать власти. «Ваад а-рухани» издал директиву, призывающую евреев региона идти и записываться на военную службу.
Раввин Саба Кадиша был единственным, кто протестовал против этого. На собрании в Вааде он заявил: «Поскольку служба в турецкой армии связана с осквернением Шаббата и осквернением себя некошерной пищей, поступление в армию считается Хиллул Ашем. Мы не должны уступать султану Абдул Хамиду. Если мы будем тверды, Вс-вышний поможет нам». После этого заявления он расплакался.
Один из богатых членов общины имел некоторое влияние при султанском дворе. Но и этот еврей поддержал проект указа. Однажды, когда этот человек посетил дворец, он потерял сознание и умер.
На следующий день на похоронах богатого человека собралось огромное количество людей. В то время было принято, чтобы Саба Кадиша произносил первую хвалебную речь на каждых похоронах, и никто не осмеливался опередить его. Но в тот день Саба Кадиша остался дома. Представители общины умоляли его выступить или хотя бы позволить другим выступить без него, но он отказался. Сыновья богатого человека пришли предложить ему крупную сумму денег, которую он мог бы потратить на цдаку, но он все же отказался. «Вчера я был у твоего отца и просил его не сотрудничать с султаном», — пояснил раввин. «Но он бросил мне вызов. Поэтому я не могу почтить его».
В конце концов, ни один из городских раввинов не восхвалял этого человека.
Султан Абдул Хамид пришел в ярость, когда узнал об усилиях Саба Кадиша отменить проект указа. Он вызвал раввина во дворец, намереваясь наказать его за то, что он настраивал евреев против него. Но когда султан встретил раввина и услышал его позицию, он был очень впечатлен им. Он даже пожаловал ему титул Хахам Баши с правом издавать указы в еврейской общине.
В конце концов, проект не был приведен в исполнение из-за внутренних конфликтов в королевском дворе.
В 1897 году Саба Кадиша решила покинуть Константинополь, чтобы занять должность главного раввина Дамаска. Здесь он основал Йешиву, из которой вышли десятки студентов, которые служили Раввинами и Даянами в сефардских общинах региона.
В 1904 году в возрасте почти 90 лет иммигрировал в Палестину. Сначала он несколько лет жил в городе Хайфа, но затем принял приглашение лидеров Торы из Цфата стать их главным раввином и занимал эту должность до 1918 года.
Рассказывают, что когда Саба Кадиша вышел на улицу, чтобы благословить новолуние со своими прихожанами в начале месяца Нисана 5674 года (апрель 1914 г.), он поднял глаза после завершения благословения, хлопнул в ладоши и громко заплакал. Он пояснил: «Я вижу, что скоро разразится крупномасштабная война». Через четыре месяца началась Первая мировая война.
Саба Кадиша смог облегчить нехватку воды и еды, с которой сталкивались евреи Цфата во время Первой мировой войны, в результате очередной встречи с турецким чиновником. На этот раз в город приехал турецкий паша верхом на белом коне, одетый в кричащий мундир, в сопровождении свиты турецких солдат. Когда Саба Кадиша вышел поприветствовать его, паша был впечатлен выдающейся внешностью раввина и попросил у него благословения.
«Только смиренные могут получить благословения», — ответил раввин. «Я благословлю тебя, когда ты слезешь с лошади».
Паша подчинился, и раввин благословил его: «Да поможет тебе Б-г в твоих усилиях по удовлетворению нужд угнетенного еврейского народа». В результате этой встречи паша организовал доставку еды и воды еврейским жителям Цфата.
В 1918 году раввин Исроэль Бер Одессер, бреславский хасид, стал личным помощником раввина Соломона Элиезера, который в то время жил в Тверии. Однако, увидев однажды ночью, как Одессер читает Тиккун Хацот, Саба Кадиша отказалась позволять ему больше посещать его и вместо этого относилась к нему как к молодому коллеге.
Его именем названа улица, на которой он жил в Йерусалиме.
В последние годы своей жизни страдал от многих болезней, от которых лечился в Йерусалиме. Хотя он пытался путешествовать инкогнито, многие лидеры Торы хотели встретиться с ним, когда узнали, что он находится в их городе. Одним из таких гдолим был раввин Эзра Аттия, который позже стал Оош-Йшива «Порат Йосеф». Саба Кадиша высоко ценил Рава Аттия.
В 1925 году Саба Кадиша серьезно заболел, находясь в Тверии. Он отказался лечиться в местной больнице, где правила цниут (скромности) не соблюдались неукоснительно, и вместо этого был доставлен в больницу «Шаарей Цедек» в Йерусалиме. После того, как он выздоровел, йерусалимские мудрецы умоляли его остаться в их городе. Он снял квартиру в районе Рухама (сегодня Мекор Барух).
Здесь он устраивал встречи со многими выдающимися знатоками Торы, которые приезжали к нему, чтобы посоветоваться с ним и поговорить с ним. Среди них: Рав Цви Песах Франк, главный раввин Йерусалима; Раввин Велвел Минцберг, лидер ашкеназской общины Старого ишува; Раввин Авраам Вайнберг из Слонима, автор книги «Биркат Авраам»; и Раввин Ицхак Абухацира, брат Бабы Сали. Незадолго до смерти Сабы Кадиши Ребе Мункачер, Раввин Хаим Элазар Спира из Венгрии, специально приехал, чтобы встретиться с ним. Их встреча считалась исторической встречей двух миров: сефардского гения Ближнего Востока и хасидской традиции Восточной Европы.
Саба Кадиша заболел пневмонией в мае 1930 года, и его лечил доктор Моше Валлах из больницы «Шаарей Цедек». Однако его болезнь ухудшилась, и он умер 20 мая 1930 г. (22 ияра 5690 г.). На его похороны пришли тысячи людей, так как его ученики несли его гроб пешком от его дома до Ар а-Зейтим. Ему было почти 110 лет.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
https://dailyzohar.com/tzadikim/386-Rabbi-Solomon-Eliezer-Alfandari
Инструменты доступности