Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 22 Швата Йорцайт Рабби Менахем Мендель из Коцка – Коцкер Ребе
Рабби Менахем Мендель Моргенштерн из Коцка – Коцкер Ребе.
Йорцайт – 22 Швата
Место захоронения – Коцк, Польша
Однажды, прочитав книгу Эли Визеля «Рассыпанные искры», необычно описывающую Хасидских Ребе, я открыла для себя масштаб личности Коцкер Ребе, отличавшегося от всех своими невероятными переживаниями за еврейский народ и яркими, ёмкими высказываниями.
Менахем Мендель получил образование в области Торы от своего отца Лейбуша Моргенштерна, ярого противника хасидизма. Когда ему было 13 лет, он освоил весь Талмуд. После женитьбы в 14 лет отец познакомил его с миром хасидизма, и вскоре он стал ярым последователем Хозе из Люблина и Рабби Симхи Бунима из Пшисхи, которого он в конечном итоге сменил.
Когда он стал Ребе из Коцка, тысячи хасидов стекались в этот город, и множество выдающихся молодых ученых Торы были привлечены его святой личностью и широкими познаниями в Торе. Самыми выдающимися среди его учеников были Хидушей а-Рим из Гур и Рабби Ханох из Александра.
Рабби Менахем Мендель открыл новый вид хасидут. Если Баал Шем Тов воплощал «хесед» (доброту), то Реб Мендель представлял «дин» (справедливость). В то время, как Баал Шем Тов стремился охватить всех людей, Реб Мендель знал, что то, чего он искал, может быть достигнуто только элитой. Баал Шем возвышал людей, Реб Мендель упрекал их за их несостоятельность и всегда требовал большего.
Реб Мендель привлекал молодую, блестящую, целеустремленную молодежь. Он требовал испепеляющего самоанализа и презирал мицвот, исполняемые с оттенком личной заинтересованности. Он признавал центральность эго, но отказывался ее принимать. Бескомпромиссный поборник истины, он осуждал ложь и лицемерие. С помощью пронзительных афоризмов, которые стали классикой, он заставляет еврея взглянуть правде в глаза, снять с себя все притворство и самообман и таким образом приблизиться к Б-гу.
Он воскликнул: «Дайте мне десять хасидов, которые последуют за мной в пустыню, будут есть манну и оставят упаднический мир».
Продолжая путь Рава Симхи Бунима, он стремился вдохнуть в движение новую духовную силу, сделав Коцк оплотом хасидизма, влияние которого ощущается и по сей день. Человек глубокой таинственности, Коцкер Ребе уединился на 20 лет, отказываясь от контактов с кем-либо. Его мысли и комментарии были собраны и опубликованы в «Оhель Тора» и «Эмет ве-Эмуна». Он был внушающей благоговение фигурой, оставившей неизгладимый след в хасидской мысли.
Мудрость Коцкерского Ребе также была записана в книге «Амод а-Эмет».
Поучительные истории из жизни Коцкер Реббе передает и Мартин Бубер в своих «Хасидских историях», которые раскрывают всю мудрость, глубину и индивидуальность Коцкер Ребе. Вот некоторые из них.
Я – Суббота
Рабби Мендель из Коцка сказал однажды одному из своих хасидов: «Знаешь ли ты, кто я такой? Был Рабби Бер, и был Рабби Шмелке, и был Рабби Элимелех, и был Рабби из Люблина, и был святой Йеуди, и был Рабби Буним. Я – седьмой. Я – квинтэссенция их всех. Я – суббота».
Душа
О его душе Рабби Мендель из Коцка сказал однажды своему зятю: «Моя душа – из времен, предшествовавших разрушению Храма. Я не ровня людишкам сегодняшнего дня. И я пришел в этот мир для того, чтобы провести различие между святым и нечестивым».
Небеса
Цадик, противостоявший Рабби из Коцка, направил ему послание: «Я столь велик, что достиг седьмого неба». На это Рабби из Коцка ответил: «А я столь мал, что все семь небес покоятся на мне».
Шуба
Рабби из Коцка однажды сказал об одном известном Рабби: «Это цадик в шубе». Ученики попросили Рабби пояснить смысл сказанного. «Зимой один человек покупает шубу, – объяснил Рабби, – а другой – дрова. Какова же разница между ними? Первый хочет согреться сам, а второй – еще и согреть других».
Обитание Б-га
«Где место обитания Б-га?» Таким вопросом Рабби Мендель любил удивлять ученых людей, приезжающих повидаться с ним. Те начинали смеяться: «Что за вопрос! Разве не весь мир – пристанище Его славы?» И тогда Рабби Мендель давал ответ на свой вопрос: «Б-г обитает там, куда его впускает человек».
Оправа
Рабби Мендель говаривал: «Чем крупнее и красивее драгоценный камень, тем больше его оправа. Чем величественнее и прекраснее душа, тем более велика ее «оболочка».
Фальшивый мир
Рабби Мендель из Коцка и Рабби Ицхак из Ворки вместе учились у мудрого Рабби Бунима, были друзьями, и их братские отношения никогда не расстраивались. Однако, их хасиды имели различные взгляды на Учение и не всегда сходились во мнениях. Однажды оба цадика оказались в одном городе. После взаимных приветствий Рабби Ицхак сказал: «У меня есть хорошие новости. Наши ученики наконец помирились». Но Рабби Менделя это рассердило, и он воскликнул, сверкнув глазами: «Значит, силы обмана одерживают верх, и Сатана скоро изгонит истину из этого мира!» «Что ты говоришь?» – растерянно переспросил Рабби Ицхак. Рабби Мендель продолжил: «Помнишь, в мидраше говорится о том, как Б-г готовился создать человека и, как ангелы разделились во мнениях? Любовь сказала: «Пусть он будет создан – ведь он будет создан для любви». Истина сказала: «Не следует его создавать – он станет источником обмана». Справедливость сказала: «Пусть он будет создан – это будет справедливо». Мир сказал: «Не следует его создавать – он станет источником споров и ссор». Что же сделал Б-г? Он схватил Истину и швырнул ее на землю. Ты когда-нибудь задумывался над этой историей? Странновато звучит, не так ли? Истина повержена ниц и уже более не препятствует созданию человека. Но что же делает Б-г с Миром, какой ответ Он дал Миру?» Рабби из Ворки промолчал. «Ну, так посуди сам, – сказал Рабби Мендель. Наши мудрецы учат нас, что споры и ссоры во имя Небес изначально связаны с Истиной. После того, как Истина оказалась поверженой, Мир осознал, что Мир без Истины – это фальшивый мир». Чего нельзя подделать? Рабби из Коцка сказал: «Все на свете поддается подделке – кроме истины. Потому что фальшивая истина перестает быть истиной».
Высокие цены
Однажды, когда цены в Коцке и окрестностях сильно поднялись, хасиды, приехавшие к Рабби на Субботу, хотели отправиться домой уже на следующий день, но Рабби все откладывал их отъезд. Его жена возилась у печи, когда он пришел на кухню, покуривая свою трубочку. «Мендель, – сказала она, – зачем ты задерживаешь хасидов? Цены в корчме высоки и им приходится так много платить за еду!» «Почему еда стала такой дорогой? – сказал Мендель. – Да потому, что люди постоянно едят. Если бы они постоянно учились, то дорогой стала бы учеба, а еда была бы дешевой».
Чудеса
Рабби Менделю из Коцка рассказали о человеке, владеющим чудесным секретом и знающем, как создать голема. «Это не много значит, – ответил Рабби. – А вот известно ли ему тайное искусство создания хасидов?»
Как бондарь
В один из дней Рабби Мендель из Ворки, сын Рабби Ицхака из Ворки, вышел из комнаты Рабби Менделя из Коцка весь в поту. Он присел на лавку у входа в дом, чтобы немного прийти в себя, и сказал окружившим его хасидам: «Ну, я вам доложу, наш святой Рабби разобрал меня по косточкам, испытывал меня, как бондарь бочку».
Как у кого заведено
Хасид Рабби из Коцка и хасид Рабби из Чернобыля обсуждали, что и как у них заведено. Ученик Рабби из Чернобыля рассказал: «Мы бодрствуем всю ночь с четверга на пятницу, в пятницу мы раздаем пожертвования в соответствии с нашими достатками, а в субботу мы читаем всю Книгу Псалмов». «А мы, – рассказал хасид из Коцка, – бодрствуем каждую ночь, покуда хватает сил, раздаем пожертвования, когда встречаем нуждающихся людей, если при этом у нас есть деньги, и мы читаем те псалмы, которые уместны по ситуации, а не все подряд – ведь для того, чтобы написать всю Книгу Псалмов, Давиду понадобилось 70 лет упорных трудов».
Не кради
Рабби Йехиэль-Меир из Гостынина провел Шавуот в гостях у своего учителя в Коцке. Когда он вернулся домой, его тесть поинтересовался: «Ну что, тамошние люди воспринимают Тору иначе, чем в других местах?» – Разумеется, – ответил ему зять. – А как именно? – спросил тесть. – Ну, вот хотя бы такой пример, – сказал Рабби Йехиэль. – Как тут у нас понимается заповедь «Не укради»? – Это значит, что не следует красть у своих ближних, – ответил его тесть. – По-моему, тут все ясно. – Тогда об этом не следовало бы и говорить. Но в Коцке эта заповедь толкуется так: не кради у самого себя!
Разница
Когда размолвка между хасидами Коцка и хасидами Радошиц была в самом разгаре, Рабби Иссахар-Бер из Радошиц сказал хасиду из Коцка: «Ваш учитель полагает, что если человек не может перелезть через препятствие, то он должен подлезть под него. А я считаю, что если он не может перелезть через препятствие, то все равно должен продолжать свои попытки». Рабби Ицхак-Меир из Гура, ученик и друг Рабби из Коцка, определил эту разницу иным образом (когда хасид Рабби из Радошиц навестил его после смерти своего учителя): «Весь мир полагает, что между Коцком и Радошицами существуют размолвки на грани ненависти. Но это вовсе не так. В действительности мы расходимся лишь в одном: в Коцке стремятся приблизить сердца евреев к их Отцу Небесному, а в Радошицах – приблизить самого Отца Небесного к еврейским сердцам».
Между Коцком и Ижбицей
Некоторое время спустя после того, как Рабби Мордехай-Йосеф из Ижбицы окончательно порвал отношения с Коцком и основал свою общину, некий хасид, последовавший за ним в Ижбицу, заехал в Коцк и зашел навестить Ребе. Рабби Мендель внимательно посмотрел на него и спросил: «Кто это?», как будто бы он видел этого хасида впервые в жизни. А когда хасид спросил с сильнейшей душевной болью: «Рабби меня не узнает?» – тот ответил: «Быть не может, чтобы это был ты! Ведь наши мудрецы говорят: «И пусть страх перед твоим учителем будет подобен страху перед гневом небесным». А разве могут быть два неба?» Скажи сынам Израиля: «Когда ученик Рабби из Лешно приехал повидать Рабби из Коцка, тот сказал ему: «Передай мои приветствия твоему учителю. Я его очень люблю. Но только для чего он взывает к Б-гу, дабы тот послал Машиаха? Почему бы ему не воззвать к сынами Израиля, дабы они обратили свои сердца к Б-гу? Ведь сказано же: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля».
Три столпа
Рабби Мендель говаривал: «На трех столпах держится этот мир: Тора, служение Господу и добрые дела; и по мере того, как мир движется к своему концу, первые два столпа дали трещину, и лишь добрые дела остаются неизменными. И тогда истиной станет то, что было сказано: «Сион искупится правосудием».
Заветный миг
Рабби из Коцка говорил: «Поколение за поколением прилагали свои усилия, дабы приблизить приход Машиаха, каждое поколение делало все от них зависящее, но безуспешно. Оказалось, что никому не под силу приблизить приход Машиаха. Но настанет день, когда все евреи будут трудиться, добывая свой хлеб насущный, и души их будут исполнены смятения, – и тогда он придет».
Те, кто не в состоянии молиться
В канун Йом Кипур Рабби Мендель сказал одному из своих хасидов: «Герш, ты станешь молиться за тех евреев, которые не в состоянии молиться, за тех евреев, которые в поле и в лесу, за тех, кто здесь, и за тех, кого здесь нет, и не только за живых, но и за мертвых. Потому что, поверь мне, наш дом молитвы исполнен душами!» Приют любви Рабби Мендла однажды спросили: «В былые времена все хасиды любили друг друга. Почему же сейчас все стало иначе?» Он ответил: «На Небесах есть приют любви. Его основал Рабби из Бердичева для всего рода человеческого, и вот потому хасиды прониклись любовью друг к другу. Но нечестивые также смогли найти туда дорогу, захватив нашу любовь ради своих обыденных любовей. И тогда цадику пришлось закрыть этот приют».
Угол
Сказано: «Он полагает предел тьме». Всякий раз, читая эти слова, Рабби Мендл говорил: «Всего лишь один маленький уголок – Б-г оставил один маленький уголок в темноте, чтобы человеку было где спрятаться».
Зачем мне писать книгу?
Хасиды Рабби Менделя спрашивали его, почему он никак не напишет книгу. Наконец он дал им вот какой ответ: «Допустим, я написал эту книгу. Кто же ее купит? Наши хасиды. Но когда им читать эту книгу, если всю неделю они заняты тем, что зарабатывают себе на жизнь? Допустим, они смогут читать эту книгу в субботу. Но когда же им найти время в субботу? Сначала они идут в микву, затем им надо учиться и молиться, а затем наступает время субботней трапезы. Но наконец трапеза подошла к концу, и можно заняться чтением. Вот один из купивших книгу ложится на диван и открывает книгу. Но после сытной еды его тянет ко сну. Глаза закрываются, и книга выскальзывает из рук на пол. Вот и скажите, зачем мне писать эту книгу?»
Как через Слихот убрать злую болезнь
https://silatehilim.com/как-через-слихот-убрать-злую-болезнь/
Пусть зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/165-Rabbi-Menachem-Mendel-of-Kotzk)
Инструменты доступности