Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 21 Швата Йорцайт Рабби Моше Галанти
Рабби Моше бен Йонатан Галанти – кабалист и главный раввин Йерусалима во второй половине 17 века (1620-1689)
Йорцайт – 21 Швата
Место захоронения – Йерусалим
Рабби Моше Галанти II был сыном раввина Йонатана, сына раввина Моше Галанти старшего, который учился у Рав Йосеф Каро.
Рав Моше Галанти II учился у раввина Баруха Барзилая из Цфата. Рабби Галанти был величайшим в своем поколении в мудрости Торы.
87 Хахамим решили назначить его главой Иудейского Суда в Йерусалиме.
Внуком Рабби Моше был знаменитый Рав Йегуда Арье Лейб Альтер из Гера – «Сфат Эмет». Его внук хвалил своего деда и духовные уровни, которых он достиг.
Раввин Моше Галанти написал два галахических произведения «Элеф а-Маген» и «Корбан Хагига».
Раввин Моше Галанти, главный раввин Иерусалима, покинул свой любимый город и отправился в Дамаск с миссией собрать средства для общины. Хотя точно неизвестно, когда он отправился в это путешествие (поскольку он несколько раз ездил в Дамаск), возможно, это было то самое путешествие, которое он совершил в 1667 году.
Находясь в Дамаске, Рав Галанти, известный как раввин а-Маген, услышал об арабском шейхе, который, как говорили, обладал чудесными целебными способностями. Как и Рабби Ханина бен Доса, шейх говорил: «Этот будет жить, этот умрет», и его слова сбывались.
Более того, говорили, что шейх владел так называемыми семью ветвями мирской мудрости. Рав Галанти, который также был хорошо сведущ в этих отраслях мудрости, был заинтригован кажущейся способностью шейха с такой уверенностью издавать указы о том, что не было в руках человеческих. Наши Мудрецы говорят нам, что ключ жизни и смерти не передается никому — даже ангелу; Б-г хранит эти ключи у Себя. Даже Рабби Ханина бен Доса мог просто предчувствовать, выздоровеет ли больной человек или нет, но настоящий ключ всегда оставался в руках Б-га.
«Неужели этот нееврей настолько свят, — размышлял Рабби Моше, — что ему выпала честь открыть ему Книгу Жизни и Смерти? Я служу Б-гу, изучаю Тору и постоянно выполняю заповеди; почему мне не дарована та же самая привилегия?»
Любопытство Рава Моше росло и росло. Решив организовать встречу, он послал самого влиятельного еврея в Дамаске, называемого Парнас, сообщить шейху, что очень мудрый еврей из Йерусалима хотел бы встретиться с ним.
Шейх, ранее слышавший о раввине Галанти, был рад предоставить ему аудиенцию. Они встретились на вилле шейха. Известный в городе, как добродетельный и набожный человек, шейх редко покидал пределы своей роскошной резиденции. Он состоял из нескольких дворов, множества комнат и великолепных садов.
«Я слышал, что ты мудрый человек», — сказал шейх. «Правда ли, что ты сведущ в такой-то мудрости?» «Да, Господь даровал мне немного знаний об этой мудрости», — ответил Рабби Галанти.
Чтобы проверить его, шейх начал задавать раввину Галанти ряд трудных вопросов. Рабби Моше ответил на каждый вопрос подробно и по существу. Шейх был поражен, обнаружив, что он полностью владеет такой мудростью. До сих пор шейх предполагал, что только он один полностью владеет этими знаниями. Теперь он нашел товарища, с которым мог общаться на равных.
«Мой любимый друг», — улыбнулся шейх. «Мне очень понравилось твое общество. Я был бы очень рад, если бы ты мог приходить снова, скажем, раз в неделю. Я вижу, что нам есть что обсудить». Два дня спустя шейх отправил двух своих слуг в резиденцию раввина с приглашением на еще одну аудиенцию у него. Они сопровождали раввина верхом на лошади до особняка шейха.
«Мир тебе!» — сказал шейх, обнимая своего дорогого друга. «С тех пор, как ты ушел отсюда, я много думал о нашем разговоре. Я не мог больше ждать и поэтому послал за вами сейчас».
Они сели на мягкие подушки в одной из роскошных гостиных шейха. Шейх снова спросил раввина Галанти, сведущ ли он в другой из семи ветвей мирской мудрости. И снова он начал задавать вопросы раввину Галанти. И снова он был поражен широтой знаний раввина. Когда разговор подошел к концу, шейх спросил своего друга: «Если бы я нашел расположение в твоих глазах, не мог бы ты приходить ко мне через день?» Раввин Галанти согласился на его просьбу.
При каждой новой встрече они обсуждали еще одну из семи ветвей мудрости. Каждый раз шейх чувствовал большую связь с раввином. Он никогда не встречал другого человека, который обладал бы таким же пониманием, как Рабби Галанти. Наконец шейх признался своему спутнику. «Честно говоря, друг мой, мне не хватает некоторых подготовительных деталей, касающихся последней ветви мудрости. Без них я не могу полностью постичь и использовать эту ветвь. Есть ли у тебя полное понимание ее?» «Да», – ответил Рав Моше.
Упав к его ногам, шейх умолял раввина Галанти научить его всему, что он знает. Он заплатил бы любую цену, чтобы Рабби Моше открыл ему эту мудрость. «Небо упаси», — ответил Рав Галанти. «Это не предмет для продажи. Однако я готов научить тебя при условии, что ты научишь меня другой части мудрости».
Шейх был ошеломлен. «Что ты имеешь ввиду? Ты однозначно мудрее меня. Как может существовать отрасль мудрости, которой ты не владеешь?»
«Ты знаешь удивительную мудрость, о которой я совершенно не знаю: ты можешь помолиться за больного человека и заглянуть в Книгу Жизни и Смерти. Мне не хватает этой мудрости. Поэтому, — заключил раввин Галанте, — если ты откроешь мне эту мудрость, я научу тебя тому, что ты хочешь знать».
Шейх медленно вернулся на свое место. «Твою просьбу невозможно выполнить. Мне запрещено раскрывать её любому человеку».
«Точно так же, — ответил раввин Галанти, — я не могу раскрыть то, что ты так желаешь знать, только путем обмена мудростью».
После молчания заговорил шейх. «Мой дорогой друг, причина, по которой я не могу раскрыть ее тебе, заключается в том, что я поклялся своим предкам не разглашать эту тайну никому».
«Я также поклялся не учить этой мудрости, которой я обладаю, кого-либо еще», — ответил раввин Галанти. «Тем не менее, я считаю, что, поскольку приобретение этих новых знаний принесет мне огромную пользу, это допустимо и не отменяет моей клятвы. Ты должен чувствовать то же самое; помни, ты не продаешь их за деньги; ты обмениваешься мудростью. Благодаря этому новому знанию ты обретешь просветление и получишь полное владение всеми семью ветвями мирской мудрости».
Слова раввина Галанти были сказаны совершенно искренне. Шейх несколько минут сидел спокойно, глядя в окно в сад. — Я согласен, — сказал он мягко. «Но я боюсь, друг мой, что риск слишком велик для тебя».
Лицо раввина Галанти сияло. «Я готов сделать все, что ты попросишь, независимо от того, насколько это сложно».
«В таком случае, слушай меня внимательно. Возвращайся в свою обитель. Когда солнце близится к закату, прими обет поститься два дня подряд. Во время последнего приема пищи обязательно не ешь мяса и не пей вина. После еды, погрузись в бассейн с водой и оденься в красивую одежду. В течение двух дней молись о покаянии и часто погружайся. Затем, на третий день, вернись ко мне».
«Я согласен со всем, что ты говоришь», — ответил раввин Галанти.
«Иди с миром», – и Шейх попрощался с ним.
Раввин Галанти вернулся домой и в точности выполнил все условия, выдвинутые шейхом. В начале третьей ночи раввин Галанти решил воздержаться от разговения. Он хотел испытать эту тайную мудрость в состоянии истинного смирения. Когда на следующее утро раввин Галанте предстал перед ним, шейх сразу заметил, каким слабым и немощным он выглядит.
– Я вижу, ты выполнил все, что я просил.
«Да», — ответил раввин Галанти. «Я все еще в посте».
Затем шейх повел своего гостя в запертую комнату, ключ от которой был только у него одного. После того, как они вошли, шейх запер за ними дверь. Оттуда они подошли ко второй запертой двери. Этот выходил в великолепный сад. Посреди сада находился источник пресной воды. Бабочки танцевали в воздухе. Источник влился в заводь, а затем продолжил свой путь по узкому каналу. Рядом с источником стояла скамейка, на которой лежали два белых плаща.
«Мы должны сначала погрузиться здесь, прежде чем облачиться в эти белые одежды», — прошептал шейх.
Молча они погрузились в воду и надели новую одежду. Затем шейх повел рава через сад. Любопытство раввина Галанти достигло пика.
Наконец, спрятавшись за рощей, они подошли к зданию изысканной красоты. Двойные двери строения были сделаны из чистого серебра и украшены чудесной гравировкой.
«Остерегайся», — сказал шейх приглушенным голосом. «Следуйте за мной с крайним страхом и трепетом».
Шейх открыл двери. Увидев необыкновенную красоту внутри, раввин Галанте был очарован. Аромат был потусторонним. Перед ними была комната. У входа в камеру висела завеса с вшитыми в нее драгоценными камнями. Шейх семь раз поклонился в пол перед занавесом.
Рабби Галанте замер на своем месте. Был ли внутри идол? Шейх жестом предложил ему поклониться. Голова у него начала кружиться. Он закрыл глаза и, словно в оцепенении, упал на пол и прошептал: «Шивити Адо-най ленегди тамид». Никогда в жизни он не чувствовал такого благоговения.
«Теперь, — прошептал шейх, — ты можешь войти, и там ты найдешь тайну, которую ищешь».
Раввин Галанте встал, отодвинул занавеску и вошел в комнату. На стенах висели гобелены из золота и серебра. На стене, обращенной к занавеске, висела изысканная табличка с гравировкой канделябра. Над менорой было четыре еврейских слова: «Шивити Адо-най ленегди тамид» — (Я всегда буду ставить Б-га перед собой).
Непроизносимое Имя Бога было написано большими буквами.
Рабби Галанти был вне себя от радости, увидев это. Он не напрасно поклонился! Он снова поклонился и пошел по своим следам в прихожую.
Снаружи в саду раввин Галанти спросил шейха: «Вы сказали мне, что внутри комнаты я найду ответ. Но больше, чем то, что видели мои глаза, мне не открылось».
«Мой дорогой друг, позволь мне объяснить. Четыре большие буквы, которые ты видел на табличке, — это имя Создателя мира. Когда меня просят помолиться за больного человека, я погружаюсь в бассейн и вхожу в комнату. Прежде чем открыть занавеску, я от всего сердца молюсь. Когда я открываю ее и смотрю на скрижаль, я вижу одно из двух: либо четырехбуквенное Имя блестит и от него словно исходят искры света, либо оно темное и неясное. Если светит, я знаю, что больной будет жить, а если пмутно, я знаю, что он умрет. Этим я раскрыл тебе тайну, которую не знает ни один другой человек».
Когда Рабби Моше вернулся в свою резиденцию, он плакал и плакал.
«Горе нам в Судный день», — сокрушался он. «Посмотрите на этого язычника – поскольку он до такой степени чтит Имя Творца, он удостоен чести открыть ему такие Небесные тайны. Но что мы, еврейский народ, можем ответить? Мы больше подходим, чтобы Б-г открыл это нам. Но посмотри на нас и на то, как мы приближаемся к Имени Господа нашего!»
Пусть заслуги Цадика раввина Моше Галанти защитят всех нас!
Инструменты доступности