Раввины Дербента стали преемниками духовных традиций разрушенного и разграбленного селения Аба-Сава. В свое время в этом селении, бывшем культурным и религиозным центром горских евреев, жили пайтан (поэт) Элиша бен Шмуэль, теолог Гуршум Леле бен Миши Накди (составил комментарии к «Яд-ха-хазаки» Маймонида) и другие.
Согласно народной молве, среди тех, кто стал особо почитаемым в народе, первым считается Рабби Исраэль Мизрахи (его называли Нуколи, то есть из селения Рукель), который жил в конце XVIII – начале XIX вв. Он пользовался уважением и среди жителей-мусульман.
Дербент стал духовным центром горских евреев Южного Дагестана при Рабби Элиягу бен Мушаэль Мизрахи (1781-1848 гг.). Как религиозный лидер, он был почитаем вплоть до Нальчика.
Он пользовался уважением не только горских евреев. Рабби Элиягу является основателем главного раввината горских евреев в Дербенте. Рабби Элиягу был потомком раввинов из Персии.
На Кавказ переселился его дед, Рабби Беньямин бен Аорон. Он, также его сын Мушаэль и внук Элиягу были признанными знатоками Торы, Талмуда и других еврейских законов.
Рабби Элиягу получил образование в Йешивах Багдада. Он организовал систему получения еврейского образования в Дербенте. Рабби Элиягу являлся обладателем крупнейшей религиозной библиотеки на Кавказе. Его библиотека образовалась на основании литературы, привозимой ему почитателями-купцами, возвращавшимися из поездок. Рабби Элиягу имел много учеников. Среди них особо выделялся своими знаниями, начитанностью, талантом его племянник Рабби Авраам бен Ханука (брат рабби Элиягу Ханука бен Мушаэль был преуспевающим купцом), ставший наследником своего дяди.
Преждевременная смерть в молодом возрасте оборвала его деятельность. Сочиненный им мотив долгие годы исполняли горские евреи в пасхальную ночь.
Талантливым учеником Рабби Элиягу был и Рабби Ицхак бен Яаков Мизрахи (1791-1877 гг.), основатель раввинской семьи Ицхаки, выходец из Еврейской слободы (Куба). Рабби Ицхак после получения начального религиозного образования в 27-летнем возрасте переехал в Белую Церковь – центр еврейства Восточной Европы, где обучался в Йешиве 13 лет.
Фактически Рабби Ицхак бен Яаков был первым горским евреем, получившим полное религиозное образование в Европе. Он изучал в полном объеме Тору, Талмуд и другие законы и обряды иудаизма. После возвращения в Дербент в 1835 году он основал в городе Йешиву.
В 1845 году община Дербента избрала его даяном (он же религиозный судья). В 1848 году рабби Ицхак стал (после смерти Рабби Элиягу) главным раввином Дербента. Ярким представителем семьи Ицхаки стал Яаков Ицхакович Ицхаки (Рабби Яангиль).
Ярко одаренный Яаков стал талантливым учеником своего отца Рабби Ицхака. Обучив сына законам иудаизма, Рабби Ицхак сам посвятил его в сан раввина. Затем, как и отец, Рабби Яаков бен Ицхак поехал на учебу в Белую Церковь. В 1868 году Рабби Ицхак, по согласованию с общиной, передал дела общины своему сыну рабби Яакову бен Ицхак, который стал главным раввином и главным религиозным судьей Дербента (1868-1907 гг.).
Отец и сын были ярко одаренными личностями с широкой эрудицией и всесторонним образованием. Они знали русскую и современную еврейскую литературу, имели тесную связь со многими известными раввинами России и Йерусалима, а также с учеными-востоковедами, в том числе с И.Черным (1835-1880 гг.) и А.Я.Гаркави (1835-1919 гг.).
И.Черный при посещении Дербента встречался с отцом и сыном. О Рабби Ицхаке он писал: «Это благообразный старик. По его лицу видно, что он умен и прямодушен…». Отец и сын Ицхаки, кроме родного языка, хорошо владели ивритом, русским, азербайджанским и слабо лезгинским языками. В 80-х годах XIX столетия Рабби Яаков Ицхакович Ицхаки официальными властями был назначен главным раввином горских евреев всего Южного Дагестана и Азербайджана в качестве казенного раввина. В 1907 году он был назначен членом комиссии на выборах в Государственную Думу.
Рабби Яаков бен Ицхак пользовался большим авторитетом, как религиозный лидер. В то же время он славился, как толкователь Торы, ученый, исследователь истории, этнографии горских евреев.
Он глубоко изучал фольклор, предания, легенды и музыку своего народа, сам имел поэтический дар.
Рабби Яаков бен Ицхак составил впервые горско-еврейско-ивритский словарь (не опубликован).
Он составил краткую историю горских евреев, их грамматику и лексику (не опубликованы). В то же время он автор трудов по ивритской поэзии.
Император России Александр III (1835-1894 гг.), как и многие другие российские императоры, был явным антисемитом. Он издал ряд Указов по ограничению правового положения евреев, в том числе ценз об ограничении их образования. С целью убеждения властей не относить их к горским евреям, главный раввин Дербента Я.И.Ицхаки вручил градоначальнику города в 1889 году «Краткую историю горских евреев» с просьбой отправить в Министерство внутренних дел.
Однако и это не помогло. Согласно Указу Министерства просвещения России от 1883 года в училище Дербента был принят только один горский еврей, притом в подготовительный класс не приняли никого.
Святая Земля
Яаков бен Ицхак впервые посетил Святую Землю отцов в 1876 году. В Йерусалиме его с почетом принял ряд известных раввинов. Второе его путешествие состоялось в 1887 году. В 1907 году он окончательно переселился в Палестину (Эрец Израэль). Яаков бен Ицхак организовал группу из 56 иммигрантов, которая основала поселение близ Рамле. Это были безводные пустые земли без признаков растительности. Поселение называется Беэр-Яаков в честь руководителя и организатора группы. Его сын стал жителем Беэр-Яакова и хранителем архива отца, который находится в его доме-музее. Недавно построенная новая Кавказская синагога в городе Беэр-Шева названа именем Рабби Яакова бен Ицхак.
Яков Ицхаки похоронен на Ар а-Зейтим (Масличной горе) в Йерусалиме.
Раньше евреи приезжали в Йерусалим, чтобы умереть и быть захороненным там, где, по преданию, должны быть Тхият а-Метим и последний суд. Могила Яакова Бен Ицхаки является местом паломничества и поклонения горских евреев.
Продолжателем дела отца стал его сын Рабби Меир бен Яаков Ицхаки. Он родился в 1902 году в Дербенте, обучался у отца и получил документы о присвоении звания раввина из его рук. После отъезда Я.И. Ицхаки его преемником на короткий период стал Рабби Элиягу Анохи, затем главным раввином был Рабби Яшая Рабинович до 1918 года. (Я.И. Мишиев, заслуженный учитель РД и РФ)
Сипурей Цадиким
В ранние годы Рабби Мордехай Элияу זצוק״ל давал лекции для жителей иерусалимского квартала “Бухарим” [основали бухарские евреи].
На лекциях посвящённые теме «10 дней раскаяния» Рав Мордехай Элияу упомянул несколько раз объяснения автора книги «Оhалей Яаков» – Рабби Яаков Ицхаки на 10 дней раскаяния.
Рав Мордехай Элияу заметил, что один богач по фамилии Йохананов схватился за карман услышав имя мудреца из Дербента [Рабби Яаков Ицхаки был главный раввин Кавказа].
После лекции богач Йохананов подошёл к Раву Мордехай Элияу и сказал: «уважаемый Рав Мордехай! Я был знаком с Рабби Яаков Ицхаки, светлой памяти. Он был мой сосед. Он был очень бедный. Однажды, много лет назад он попросил у меня денег в долг под расписку. Он скончался прежде, чем успел вернуть весь долг. Расписка до сих пор у меня».
С трепетом сказал Рав Мордехай Элияу: «Я очень прошу тебя , чтобы сейчас ты сказал: «Я прощаю долг, который мне должен Рабби Яаков Ицхаки из Дербента». А когда ты вернёшься домой, то напиши на расписке, что долг погашен».
Йохананов спросил, нужно ли про это рассказать жене?
На следующий день после утренней молитвы Шахарит, выходя из синагоги Рав Мордехай Элияу увидел жену богача Йохананова.
Жена богача сказала: «Хахам Мордехай. Вчера ночью мне приснился сон. Рабби Яаков Ицхаки из Дербента, который был нашим соседом сказал мне: «после смерти я не получил разрешение войти в Ган Эден. Только в эту ночь я получил разрешение войти в Ган Эден. В заслугу Хахам Мордехай». Рабби Яаков Ицхаки просил передать Вам – спасибо за большое добро, которое Вы ему сделали».
Тем временем к Раву Мордехай Элияу подошёл и сам богач Йохананов и сказал ему, что ему вчера приснился сон и рассказал все в точности, что ранее рассказала его жена.
Рав Мордехай Элияу сказал семье Йохананов: «молодцы, что удостоились дать денег праведнику в час нужды и простить ему долг».
Эту историю рассказал Мекубаль Рабби Давид Бацри (шлита) и добавил: «будьте внимательны, в мире истины с трепетом относятся к каждой букве и слову». (Перевёл и подготовил Asher Shaulov)
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!