Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 20 Тевета Йорцайт Рабби Моше бен Маймон – Рамбам
дни
часы
минуты
секунды
Pабби Моше бен Маймон – Маймонид – Рамбам – самый известный еврейский Мудрец, Рав и врач.
Йорцайт – 20 Тевета
Место захоронения – Тверия, Израиль
Рамбам родился в 1135 году в испанской Кордове. Город тогда находился под властью мусульман. Отец Маймонида, Рабби Маймон, был даяном процветающей еврейской общины Кордовы. Своему сыну он дал блестящее образование: помимо Торы и Талмуда, юный Маймонид изучал арабский язык, математику, логику, философию и другие науки.
Когда Моше исполнилось 13 лет, в южную Испанию вторглись из Африки Альмохады — мусульманские фанатики, нетерпимые не только к иудеям и христианам, но и к «менее правоверным» мусульманам.
После этого для семьи Рамбама начался период скитаний, сначала по Испании, а затем по Северной Африке. Несмотря на тяжёлую жизнь и постоянные переезды, Рамбам не прекращал учиться и написал в это время свою первую книгу — комментарий к Мишне.
В 1165 году Маймонид вместе с родственниками отплыл в Палестину. Путешествие по Святой Земле произвело на него огромное впечатление. Он посетил главные святыни: место, где стоял Второй Храм и пещеру Махпела, в которой похоронены патриархи. Но жизнь в Палестине была очень опасной, ведь между крестоносцами и воинами Аллаха шла ожесточённая война за святые места.
Через полгода Маймонид вместе с семьёй переехал в Египет, где поселился в пригороде Каира.
Долгое время главным кормильцем семьи был брат Рамбама, Давид, торговавший драгоценными камнями. Но случилось несчастье: Давид погиб в Индийском океане во время кораблекрушения. Вместе с кораблём пошли на дно все семейные сбережения. Рамбам очень тяжело переживал смерть брата, целый год не мог встать с постели. Однако забота о семье легла на его плечи. После некоторых раздумий он решил заняться медициной.
Маймонид приобрёл репутацию одного из лучших врачей Египта. Он стал придворным лекарем сначала главного визиря, а затем и правителя страны — прославленного воителя Саладина. Слава Маймонида-врача гремела и за пределами Египта: по преданию, английский король Ричард Львиное, находясь в Палестине, настойчиво приглашал Маймонида к себе, но великий Рамбам не пожелал лечить ненавистника и гонителя евреев.
Когда алаха по Рамбаму
Однажды к Альтер Ребе пришел хасид, у которого много лет не было детей, просить благословение для рождения детей. Бааль а-Тания сказал, что не может ему ничем помочь, но если хасид успеет до шкиа добраться до Рабби Шломо ми-Карлин (зехуто таген алейну) и Цадик его благословит, то у хасида будут дети.
Ребе сказал — хасид выполняет. Послушался хасид и поехал в Карлин, успел добраться до Ребе ми-Карлин до захода солнца, заходит довольный к Рабби Шломо и тот ему говорит: «Я готов благословить тебя за 130 рублей».
По тем временам это была огромная сумма. Хасид, понимая о какой сумме идет речь, сказал, что он должен посоветоваться с женой. Пока он поехал домой, пока они поговорили с женой, обсуждая сумму, пока вернулся – уже зашло солнце, была шкия. Он заходит к Раби Шломо и говорит: «мы с женой готовы дать эту сумму».
На что Ребе сказал, что уже поздно – шкиа, время прошло, и что не может ничем помочь.
Хасид в ужасе спрашивает: почему, что изменилось, неужели какие-то 10-20 минут могу что-то изменить?
Рабби Шломо ми-Карлин ответил: «до шкиа еще было 20-е Тевета, этот день Йорцайт Рамбама.
В день Илулы праведника на Небесах постановляют алаху по нему, даже если не все следуют его мнению, в день Йорцайт праведника – алаха идёт только по нему.
Когда-то ты оскорбил талмид хахама. Этому нет прощения по алахе. И наверху тебе вынесли гзиру (наказание) – бездетность. Но по мнению Рамбама, этому греху есть искупление – оно эквивалентно сумме – 130 рублей. Если бы ты в Йорцайт Рамбама дал эти деньги, то по мнению Рамбама – ты бы искупил этот грех, и я мог бы тебя благословить на рождение детей. Но так как ты опоздал, то приходи уже на следующий год».
(От Рава Шломо Дайч, руководителя Колеля «Цемах Цедек», с благодарностью Оре З.)
Сгула для Рефуа Шлема в Йорцайт Рамбам
Нам известно, что большой Целитель и Врачеватель очень мало оставил после себя сгулот. Но Мекубаим приводят красивую Сгулу в Йорцайт Рамбам.
Нужно взять бутылку чистого оливкового [Extra Vergin] и сказать:
“Рибоно шель Олам, известно Тебе, что Рабби Моше бен Маймон (зхуто таген алейну) был великим врачевателем и целителем людей, и в его Йорцайт, бе-Зхут Цадик, я посвящаю и собираюсь передать по совету великих Мекубалим это оливковое масло (Шемен зайт) для зажигания свечей на его Кевер, и прошу Тебя, чтобы в заслугу этой сгулы пришло полное исцеление… (назвать имя)”.
Затем передать или самим отвезти эту бутылку на Кевер Рамбама для зажигания свечей.
Сгула Рамбама для удачи с Теилим 118
Если человеку нужна удача и у него есть сомнение – будет ли удача в каком-то деле (бизнес, покупка квартиры и т.д.), то нужно прочесть Теилим 118 – 7 раз от 5 пасука до 14 – и если прочтет человек эти псуким гладко без ошибок – то это будет знаком, что будет удача, а если нет – то нужно продолжать молиться.
Если Рамбам (который практически не дает сгулот) дал эти сгулот – значит это «бадук у менусе» (провереннные). (По уроку Рава Исраэля Якобова Теилим 118)
Из поездки в Марокко по Киврей Цадиким – Пирушим Рамбама
Мудрецы Марракеша передают историю, связанную с Рабби Йосефом Каро в Марокко.
Перед тем, как он переехал в Израиль, он пребывал некоторое время в Марокко.
Рабби Йосеф Бен Наим рассказывает о встрече Рабби Шломо Тамцут и Рабби Йосефа Каро – когда Рабби Шломо был маленький мальчик, приехал к ним в Марракеш Маран Рабби Йосеф Каро и он был равен их Морену Рабейну Ицхаку Дельвия.
И они вместе с другими раввинами Марокко пирушим Рамбама, и все вместе толковали и обдумывали стих за стихом. И однажды было одно толкование, которое никто не понимал, а Маран заставил их обдумать его.
Маленький Шломо пошел в Бейт Мидраш, открыл книгу с пирушим Рамбама над тем вопросом, который обдумывали раввины и оттого, что ничего не понял, начал плакать, и в это время наполнился Светом Бейт Мидраш и перед ним вдруг появился сам Рамбам и сказал ему: «я Рамбам и смысл этого учения – такой-то и такой-то».
И пошел маленький Шломо к Хахамим, которые еще сидели над этим пирушем, и раскрыл им смысл. И одобрил Маран Йосеф Каро, и сказал, что этот юнец заслуживает стать раввином.
Морену ве-Рабейну Ицхак Дельвия принял это близко к сердцу, а Маран не почувствовал ничего – не увидел, что тот обиделся.
Когда Рабби Шломо пошел в колель, и высказал свое мнение Марану о том, что обиделся Рабби Ицхак Дальвия, Маран Йосеф Каро сказал, что пойдет к Морену и попросит у него прощения.
Когда Маран зашел во двор к Рабби Ицхаку Дельвия, он сначала подошел к колодцу, чтобы помыть руки, и хотел набрать воды из колодца, как вдруг вода сама поднялась к Марану.
Увидев эту святость и величие Марана, Рабби Ицхак Дельвия поспешил выйти ему навстречу и принять его, и сказал Рабби Ицхак Марану: только что мне явился Рамбам и сказал мне: «почему ты такой грустный, из за толкование мальчика Шломо Тамцут? Так это я явился ему и раскрыл свой пируш».
(https://dailyzohar.com/tzadikim/153-Rabbi-Moshe-ben-Maimon-Rambam-Maimonides)
Инструменты доступности