Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103
  • 00

    дни

  • 00

    часы

  • 00

    минуты

  • 00

    секунды

Хай Гаон бен Шерира был средневековым еврейским Раввином и ученым, который служил Гаоном в талмудической Академии в Пумбедита в начале 11 века. Он родился в 939 году и умер 28 марта 1038 года.

Йорцайт – 20 Нисана

Место захоронения – Fallujah, Iraq

 

Хай бар Шерира  האי בר שרירא, более известный, как Хай Гаон – האיי גאון – был последним авторитетным Гаоном Вавилонии, который стал наследником Амораим (мудрецов Талмуда).

Он получил талмудическое образование от своего отца, Шериры бен Ханины и в молодости был его помощником.

Он был потомком Царя Давида и 4-м подряд Гаоном талмудической академии Пумбадиты в своем роду, начиная с 9-го века. Сын Шерира Гаона, он работал над знаменитым письмом своего отца. Гаон Хай бен Шерира женился на дочери великого Рава Шмуэля бен Хофни, который оспаривал должность Гаона в 998 году. Гаон Хай бен Шерира оказал большое влияние на Шмуэля а-Нагида.

Несмотря на то, что он был Гаоном во времена упадка династии Аббасидов, Гаон Хай бен Шерира все еще считался великим алахическим авторитетом. Авраам ибн Дауд писал, что «он больше, чем все Гаоним, распространял Тору в Израиле … как на востоке, так и на западе … Никто из его предшественников не может сравниться с ним, он был последним из Гаонов».

В 44 года он стал «Ав бет Дин» и принимал наравне с отцом важные решения.
Вследствие клеветы их противников Хай и его отец были заключены в тюрьму, а их имущество было конфисковано халифом аль-Кадиром в 997 году. Заключение было недолгим, но вскоре после этого (в 998 году) престарелый и немощный Шерира назначил своего сына на должность Гаона.
Назначение Хай Гаона было встречено еврейским населением с большим энтузиазмом.
Старая традиция говорит, что в субботу после смерти Шериры, в конце чтения недельной главы, отрывок, в котором Моше Рабейну говорит о своем последователе, Афтара повествовала о восшествии Шломо на престол, причем последний стих был изменен следующим образом: «И сел Гай на престол Шериры, отца своего, и его правление утвердилось». Хай оставался Гаоном до своей смерти в 1038 году.

Всеобщее признание пришло к Хай Гаон бен Шериры из-за  его многочисленных респонсов, в которых он раскрывал решения, затрагивающие социальную и религиозную жизнь диаспоры.
Вопросы поступали к нему со всего мира: из Германии, Франции, Иберии, Анатолии, Магриба и даже Индии и Эфиопии. Его респонсы, которых насчитывается более восьмисот, посвящены гражданскому праву, особенно законам, касающимся женщин, обрядам, праздникам и т. д.

Мера и объем его влияния видна из того факта, что примерно треть всех существующих гаонических респонсов принадлежит ему (некоторые совместно с его отцом).

В своих «Пиютим» (духовные песни) он с горечью выразил свое чувство жизни в изгнании из Израиля. Он был мистиком. Вопреки мнению своего тестя, он верил, что «Бог совершает знамения и внушающие благоговение поступки – через праведников, как Он делал через пророков».

Он был против абсолютного аннулирования обетов накануне Йом-Кипура, его формулировка молитвы Кол-Нидрей гласила: «Из всех обетов … которые мы поклялись … и не выполнили либо из-за пренебрежения, либо из-за ограничений, мы молим, чтобы Г-сподь Небес освободил нас и простил нас».

 Его отношение к Каббале определяется его консервативной точкой зрения.

Когда жители Феса задавали вопросы относительно пропорций Б-га, он отвечал, что Б-г выше всякой телесной квалификации и, что Талмуд запрещает публичное обсуждение этих вещей.

Его ответ на вопрос о толковании талмудической традиции, согласно которой четверо мужчин попали в рай, интересен и вызывал много споров. Он ссылается на мнение различных мудрецов о том, что особо избранные люди могли посредством каванот и псалмов достичь экстатического состояния, в котором они могли бы созерцать небесные залы «Хейхалот» так же ярко, как если бы они действительно вошли в них. Он считал, что не исключено, что Б-г открывает чудеса Небес благочестивым, которые находятся в состоянии экстаза. Он решительно выступал против тех, кто полагал, что Б-жественные Имена могут менять ход природы, решительно заявляя, что ее законы не могут быть изменены такими средствами.

Его величайший труд «Шимуш Теилим» (согласно «Сдей Хемед» Рабби Хаима Хизкиягу бен Рафаэль Медини) – это манускрипт 11 века, который был найден в Генизе Каира в 11 веке.

Сефер «Шимуш Теилим» описывает каббалистическое использование отдельных глав и стихов из Книги Теилим для профилактических и лечебных целей.
Все величайшие Равины опирались на этот трактат, указывая какие псалмы читать в каких случаях. «Шимуш Теилим» упоминается в «Тшувас» у Рашба(413), и в трудах Рабейну Хида.

Учит Хай Гаон бен Шерира, что 1 прочтение всей книги Теилим в Шабат = 1 750 000 часам прочтения Теилим в будни.

Он ушел в лучший мир в возрасте 99 лет 20 Нисана накануне последнего дня Йом Тов Песаха 1038 года.

Знаменитые еврейские поэты Соломон ибн Габироль и Шмуэль а-Нагид восхваляли его, не оставившего после себя детей, но вырастивший бесчисленное количество учеников во всех странах мира. (Бен Теилим,11)

 

Теилим ле Рефуа Шлема по “Шимуш Теилим” 

https://silatehilim.com/теилим-ле-рефуа-шлема-по-шимуш-теилим/

Пусть заслуга Цадика Гаона Хай бен Шерира защитит нас весь наш народ!
(Фото из книги «Likutim me-Rav Hai Gaon by Hai ben Shrira» из фонда семьи Гросс, Варшава)
Апр 17 - 18 2025
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Ноябрь

Неделя 4

Вс 27
Пн 28
Вт 29
Ср 30
Чт 31
Пт 1
Сб 2
Вс 3
Пн 4
Вт 5
Ср 6
Чт 7
Пт 8
Сб 9
Вс 10
Пн 11
Вт 12
Ср 13
Чт 14
Пт 15
Сб 16
Вс 17
Пн 18
Вт 19
Ср 20
Чт 21
Пт 22
Сб 23
Вс 24
Пн 25
Вт 26
Ср 27
Чт 28
Пт 29
Сб 30
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications