Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103
  • 00

    дни

  • 00

    часы

  • 00

    минуты

  • 00

    секунды

Рабби Яаков бен Махир Кули«Меам Лоэз» (1689-1732) – был талмудистом и комментатором Торы 17-18 веков.

Йорцайт – 19 Ава

Место захоронения – Стамбул, Турция

 

Его главный труд, по которому его называли – «Меам Лоэз» – это слова из  Теилим (114:1):

“Бецэт Исраэль ми-Мицраим, бет Яаков меам Лоэз” – (по выходе Израиля из Египта, дома Яакова от народа варварского).

Он принадлежал к изгнанной испанской семье и был внуком и учеником Моше ибн Хабиба.
Для того, чтобы издать труды деда – он покинул Цфат, где жил, и перебрался в Константинополь.
Занимаясь работами своего деда, он вступил (1714 г.) в тесные отношения с главным раввином Константинополя Йеудой Розанесом (также известным, как «Мишне ла-мелех», название его наиболее важной работы), в то время обычно считавшимся высшим авторитетом Востока.
Розанес назначил Кули Даяном, что вместе с его положением учителя обеспечило ему достаточные средства к существованию.
В 1727 году Кули опубликовал работу своего деда «Шаммот ба-Арец», книгу заметок о различных частях Талмуда.

В том же году Розанес умер. Он оставил объемистые литературные рукописи в весьма хаотичном состоянии. Чтобы внести порядок в этот хаос, нужен был мудрец. Кули было поручено это задание.
Но даже для него это означало многолетний труд. Сначала, в 1728 году, он отредактировал книгу Розанеса «Парашат Дерахим» – смесь мидраша и алахи по содержанию.
Три года спустя он наконец опубликовал объемную «Мишне ла-Мелех» Розанеса, один из самых известных комментариев к Мишне Торе Маймонида, обогащенный многочисленными важными собственными примечаниями. К обеим этим работам Кули написал предисловие.

В том же году он отредактировал также «Эзрат Нашим» своего деда, в начале которого есть два его собственных респонса.

Но сам Рабби Яаков Кули оставил труд – комментарий к Торе под названием «Меам Лоэз», написанный в Салониках.
Эта работа, пользующаяся большим уважением у евреев Востока, представляет собой очень подробный энциклопедический комментарий на языке ладино, посвященный еврейской жизни во всех ее аспектах. Его материал был взят из Талмуда, Мидраша ии других святых книг. Однако Рабби Кули не успел закончить весь труд и из-за огромной популярности «Меам Лоэз» другие видные раввины Турции взяли на себя эту работу и завершили оставшиеся тома.

Он умер молодым – в 42 года в Константинополе.

Рабейну Хида писал о Рабби Яакове Кули:

«Он был экспертом в области изучения гемары, гематрий и комментариев, как мы можем легко видеть из его выдающегося Сефер «Ялкут Меам Лоэз», которую он написал, чтобы принести зхут Ам Исраэль. Счастлив он, и удачлив его удел».

Рабби Яаков завещал, чтобы вся прибыль от продажи «Меам Лоэз» была распределена между местной Йешивой в Йерусалиме, а также Хесгер Колель в Константинополе.
Первый английский перевод был выполнен Арье Капланом; этот перевод познакомил Меам Лоэз с англоязычным миром. Хотя первоначальное название Сефер было «Меам Лоэз», позже к еврейскому изданию было добавлено слово «Ялкут» (антология).

 

Чашка кофе

Хахамим учит нас, что только то, что скрыто от посторонних глаз, наделено благословениями Небес. Рабейну Хида однажды рассказал: «Я слышал историю о великом Рабби Яакове Кули, авторе «Ялкут Меам Лоэз», который однажды взял на себя обязательство поститься 3 полных дня без перерыва. После полудня он постучал в дверь чьего-то дома, чтобы что-то взять, и хозяин, естественно, пригласил его присесть и подал ему чашку кофе.
Чтобы не раскрывать тот факт, что он постился, он принял кофе из рук хозяина и выпил.
Позже ему пришлось голодать еще 3 дня, чтобы восполнить то, что он нарушил свой пост кофе.
Члены его семьи (которые знали, что он должен был поститься) позже узнали, что произошло.
Воистину благочестие – удел избранных.

 

Как Вс-вышний отделял халу

Рабби Яаков Кули в своём Мидраш «Ялкут Меам Лоэз» (Берешит 2:7) подробно описывает, как Ашем создавал человека – по аналогии с халой.

«Пыль земли смешалась с водой» – так Вс-вышний создал первого человека.

Земля:

«Из красной земли Вс-вышний создал кровь;

из зеленой земли Вс-вышний создал внутренние органы;

из желтой земли Вс-вышний создал человеческую кожу;

из белой земли Он сделал кости и сухожилия.

Земля, которая станет телом Адама, была взята со всего мира, его туловище – из Вавилона, его руки и ноги – из остального мира.

Для его головы Вс-вышний взял землю из самого святого места в мире – Храмовой Горы, где всегда пребывает Шхина, Божественное Присутствие».

Мидраш объясняет, что это было сделано для того, чтобы человек, где бы он ни умер и не был похоронен, был принят обратно в землю.

[Интересно пояснение Виленского Гаона, что те земли, из которых не был взят прах для создания Адама – они не пригодны для жизни – это в основном пустыни, болота].

 

Вода

Вс-вышний собрал воду со всей планеты и из этой воды создал человека. Воду наливали в землю, замешивали и придавали ей форму – процесс приготовления халы можно сравнить с тем, как Вс-вышний создал Адам а-Ришона.

 

Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!

 

(https://dailyzohar.com/tzadikim/879-Rabbi-Yaakov-Culi)

Авг 12 - 13 2025
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Ноябрь

Неделя 4

Вс 27
Пн 28
Вт 29
Ср 30
Чт 31
Пт 1
Сб 2
Вс 3
Пн 4
Вт 5
Ср 6
Чт 7
Пт 8
Сб 9
Вс 10
Пн 11
Вт 12
Ср 13
Чт 14
Пт 15
Сб 16
Вс 17
Пн 18
Вт 19
Ср 20
Чт 21
Пт 22
Сб 23
Вс 24
Пн 25
Вт 26
Ср 27
Чт 28
Пт 29
Сб 30
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications