Рабби Менахем Мендель Торем из Риманова – известный хасидский Ребе – был одним из первых четырех распространителей хасидского движения в Польше и Галиции.
Йорцайт – 19 Ияра
Место захоронения – Риманов, Польша
Рабби Менахем Мендель родился в 1745 году в Нове Място в старинной польской раввинской семье, которая происходила от Баал а-Турим.
Он был учеником Рабби Шмельке из Никольсбурга вместе с двумя своими друзьями – Хозе из Люблина и Магидом из Кожниц.
До того, как войти в Бейт-Мидраш Рабби Шмельке, он уже был опытным талмудистом и галахистом, получив обширный набор знаний в кодексе Риф (Рабби Ицхак аль-Фаси, 1013-1103).
Согласно Мекубалим, Ребе из Риманова был гильгулем Рифа, который также время от времени являлся Рабби Менахему.
Однажды случилось так, что Ребе из Риманова умолял Б-га помочь ему достичь более высокого духовного уровня, и во сне Риф велел ему отправиться в Лиженск к Рабби Элимелеху, где он заслужит свое духовное восхождение.
После смерти Рабби Элимелеха, большое количество его хасидов стали последователями Ребе из Риманова, который поселился в Пристике, а затем переехал в Риманов. Его репутация Кадош и Бааль Мофета – святого чудотворца – привлекла тысячи последователей.
В то же время он сильно пострадал от оскорблений митнагдим (противников хасидизма).
Среди его учеников были такие выдающиеся хасидские лидеры, как Рабби Нафтали из Ропшиц и Рабби Цви Элимелех из Динова.
Ребе из Риманова учил, что оружие против Йецер а-ра – это произносить 3 раза в течение одного дня весь Сефер Теилим – это как меч и копье против Йецер а-ра.
В появлении Наполеона он видел предзнаменование наступления окончательного искупления и молился за победу.
Парашат а-Ман
В течение 22 лет Ребе из Риманова изучал Парашат а-Манн и обсуждал секреты Манна (небесного хлеба в пустыне) и, тем самым, привлекал изобилие ко всему миру.
Его мысли, проповеди и беседы были опубликованы под названиями «Диврей Менахем», «Менахем Цион» и «Беерот а-Майин».
Менахем Мендель скончался в том же году (5675), что и Хозе из Люблина и Магид из Кожниц.
На службе у короля
Однажды случилось так, что Аптер, Римановер и Хозе из Люблина находились в Ланцуте, резиденции Хозе, прежде чем он переехал в Люблин. Их противники донесли на них правительству, и три Ребе были арестованы и заключены в тюрьму. Среди них было решено, что их представителем на судебном заседании должен быть Рабби Менахем Мендель, хорошо владеющий немецким языком.
Судья спросил: «Чем вы занимаетесь?»
«Я служу Королю», – ответил Римановер.
“Какому королю?”
«Королю Королей».
«И что привело вас в Ланцут к двум незнакомцам»?
«Мы пришли, чтобы научиться у этого человека [Хозэ], как более усердно служить Королю».
“А почему ты носишь белые одежды?”
«Это цвет нашей профессиональной одежды».
Судья вынес свой вердикт: «Мы не будем иметь ничего общего с такими людьми. Дело закрыто!»
Благодарственная песнь
Юный Мендель мог добраться от своего дома в город, где жил Рабби Элимелех, одним лишь способом: нанявшись помогать кучеру. Когда они останавливались на отдых, в его обязанности входило следить за повозкой и лошадьми. Был морозный зимний день. Кучер и его пассажиры грелись в корчме, ели и пили. А Рабби Мендель в своем легком пальто и дырявых башмаках прыгал возле повозки, потирая замерзшие руки. «Хвала Создателю, что мне холодно, – запел он вполголоса. – Хвала Создателю, что я голоден». И начал приплясывать, распевая свою благодарственную песнь на танцевальный лад.
Вышедший из корчмы человек услышал его пение и спросил с изумлением: «Молодой человек, что это такое ты поешь?»
Мендл ответил: «Я благодарю Г-спода за то, что я в добром здравии и что я так проголодался».
«Но почему бы тебе не поесть досыта?» – спросил этот человек.
Мендель отнесся к вопросу со всей серьезностью: «Да потому, что для этого нужны деньги», – сказал он.
Тогда тот человек позвал слугу, чтобы тот последил за повозкой, привел Мендла в корчму и велел принести ему еды и теплого питья. После чего он снабдил Менделя прочными башмаками и овчинным тулупчиком, который обычно носят все деревенские евреи. Добравшись до Лежайска, Мендель, не медля, отправился к дому Рабби Элимелеха и, проскользнув мимо слуг так, что они его не заметили, прошел в комнату, где цадик сидел над книгой, погруженный в глубины познания. Сын Рабби Элимелеха, Элиэзер, замахал руками, призывая невоспитанного чужака выйти из комнаты и подождать за дверью, чтобы не отвлекать цадика от ученых занятий. Но Рабби Элимелех, оторвавшись от книги, взял сына за руку и – не сказал даже, а скорее пропел, на манер благодарственной песни: «Лазарь, Лазарь, что тебе надо от этого маленького еврея? Посмотри, ведь огненные искры так и вьются над его головой».
Обменная сделка
Родители жены Рабби Менделя постоянно настаивали, чтобы их дочь развелась со своим мужем, который оказался человеком полностью не от мира сего и чья непригодность к коммерции была столь же очевидна, как и его нелюбовь к этим занятиям. Когда же она наотрез отказалась, они выселили молодых супругов, которые до того времени жили у родителей жены, согласно обычаям того времени. И молодая пара оказалась в жестокой нужде. Лишь изредка, при потворстве кухарки, юная жена ухитрялась раздобыть кое-какую еду с отцовской кухни или несколько вязанок хвороста из отцовского сарая. Но вот как-то ее родители уехали надолго, а торговцы уже не давали ничего в кредит, и она не могла принести Рабби Менделю, который сидел над книгами в доме учения, никакой еды на протяжении трех дней. На третий день она решилась заглянуть к булочнику и получила отказ. Она ушла, не сказав ни слова. Но булочник догнал ее и предложил ей хлеба и другой еды, столько, сколько она будет в состоянии унести, если взамен она пообещает ему свою долю в грядущем мире. Она колебалась секунду, не более, а затем приняла его предложение.
Войдя в дом учения, она увидела своего мужа, сидящего за столом. Он был почти без сознания, но крепко держал книгу обеими руками. Она постелила скатерть, разложила еду и стала смотреть, как он ест. Он взглянул на нее, потому что никогда раньше она, принеся еду, не оставалась с ним. Какое-то время они смотрели друг на друга, потом он посмотрел ей в глаза, и она поняла, что ему известно о ее сделке. И еще она поняла, что в эту секунду она получила свою новую долю в грядущем мире.
В юные годы
Однажды Рабби Мендель с гордостью рассказал своему учителю, Рабби Элимелеху, что он видел ангелов, которые по вечерам приглушают свет, нагоняя тьму, а по утрам рассеивают тьму, давая дорогу свету. «Да, – сказал Рабби Элимелех, – в свои юные годы я тоже их видывал. А становясь старше, ты уже такого не видишь».
Ложка
Однажды Рабби Мендель был в гостях у Рабби Элимелеха, и его слуга забыл положить Рабби Менделю ложку. Все приступили к еде, кроме Рабби Менделя. Цадик заметил это и спросил: «А ты почему не ешь?»
– У меня нет ложки, – сказал тот.
– Знаешь ли, – сказал Рабби Элимелех, – пора уже научиться просить для себя ложку – да и тарелку, если на то пошло!
Рабби Мендель воспринял слова своего учителя со всей серьезностью. И буквально с этого дня его дела пошли на лад.
Завещание
Перед смертью Рабби Элимелех возложил руки на своих четырех любимых учеников и разделил между ними все, что имел. Провидцу из Люблина он дал силу своего взгляда, Аврааму-Йеошуа – силу своих уст, чтобы произносить суждения, Исраэлю из Кожниц – силу своей души, чтобы молиться, а Рабби Менделю он дал свою духовную силу, дабы руководить общиной.
Нечего предложить
После смерти Рабби Элимелеха некоторые из его молодых учеников решили выбрать своим учителем Рабби Менделя, который тогда еще жил во Фрыштаке. Они приехали к нему домой в пятницу после полудня. На столе они увидели две халы из ржаной муки и две маленькие свечи в глиняных подсвечниках грубой работы. Жена Рабби сказала им, что он еще не вернулся из миквы. Нафтали, ставший впоследствии Рабби из Ропшиц, не мешкая отправился в город и купил все необходимое: белую скатерть, субботние халы из пшеничной муки, большие и малые, и высокие свечи в красивых подсвечниках. Накрыв стол должным образом, они сели и стали ждать Рабби.
Когда Рабби Мендл вошел в комнату, они почтительно встали, дабы показать, что признают его своим духовным отцом. Он внимательно оглядел их всех, одного за другим.
Потом он сказал: «Вы принесли с собой то, что нужно, а с этим можно прийти даже ко мне, которому нечего предложить в ответ».
Хлеб для гостей
Когда сильно поднялись цены на продукты, Рабби Мендель обратил внимание, что бедным людям, которые гостили у него дома, дают хлеба меньше, чем обычно. Он тогда распорядился давать хлеба больше, чем прежде, поскольку за столом надлежит учитывать не цену, а то, насколько человек голоден.
О гостеприимстве
Некий человек пришел к Рабби Менделю и пожаловался, что не в состоянии исполнять заповедь о гостеприимстве, потому что его жена не любит принимать гостей и всякий раз, когда он приводит кого-то в дом, она начинает скандалить, и это ставит под угрозу мир в доме.
Рабби ответил: «Наши мудрецы говорят: “Гостеприимство важнее, чем приветствия лика Шхины”. Звучит, может, и как преувеличение, но это высказывание следует понимать должным образом. Ведь сказано, что когда между супругами мир, то Шхина царит меж них”. Вот почему присутствие гостей в доме считается более важным, чем Шхина. Даже если гостеприимство ведет к нарушению супружеского согласия, заповедь о гостеприимстве все равно считается более важной».
Два светила
Рабби Менделя из Риманова спросили: «Почему в одном городе не может быть двух цадиков?»
Он ответил: «Цадиков можно уподобить небесным светилам. Когда Господь создал два великих небесных светила, он поместил их оба на небесной тверди, чтобы каждое выполняло свое особое предназначение. С тех времен они пребывают в дружбе. Большое светило не похваляется своим величием, да и малое вполне удовлетворено тем, что ему уготовано. Так же было и во времена наших мудрецов: на небе сияло множество звезд, крупных и не очень, и все они были, как собратья. Не то цадики наших дней! Никто не хочет быть малым светилом и признавать авторитет того, кто крупнее его. Поэтому лучше, чтобы у каждого светила была своя небесная твердь».
Принятие Торы
Утром первого дня праздника Шавуот, до чтения Торы, Рабби Мендель вышел из комнаты молитвы и отправился к себе. Спустя некоторое время он вернулся в комнату молитвы и сказал: «Когда гора Синай поднялась над вашими головами, подобно гигантскому колоколу, вы подчинились и приняли Тору. Сегодня я освобождаю вас от этого обязательства и этой ответственности. Вы снова свободны и вправе сделать свой выбор».
И тогда все воскликнули: «Мы и сейчас принимаем Тору!»
Ученик Рабби из Люблина, который оказался при этом, потому что не смог поехать, как он обычно делал, к своему учителю на праздник, добавляет всякий раз, когда рассказывает эту историю: «И все их грехи растаяли, как это было и тогда, на горе Синай».
Во время благоволения
Рабби Менделя спросили: «В Cубботу, когда мы читаем послеполуденную молитву, почему мы произносим слова из псалма: “А я в молитве моей к Тебе, о Б-г, [обращаюсь] во время благоволения”?
Он ответил: «Потому что намерение Вс-вышнего создать этот мир на благо всех Божьих тварей уже существовало в Cубботу после полудня, до первого дня творения. Каждую Cубботу, в то же самое время, это намерение проявляется снова и снова, и мы молимся, чтобы и на этот раз, в это время, когда Cуббота близится к исходу, намерение Вс-вышнего оставалось неизменным».
Сердце
Рабби Мендель из Риманова частенько говорил, что когда он читает Шмоне-Эсре, перед его мысленным взором проходят все те люди, которые когда-либо просили его вознести Господу молитву за них.
Однажды его спросили, как же это возможно – разве для этого хватает времени? Рабби Мендель ответил: «Нужды и беды каждого оставляют след на моем сердце. И в час молитвы я открываю свое сердце со словами: “Владыка вселенной, читай, что написано здесь!”»
Сгула Рабби Менахема Менделя из Риманова
Известна сгула для пропитания от Рабби Менахема Менделя из Риманова – во вторник недельной главы “Бешалах” (в которой упоминается Ман) – читать Парашат а-Ман.
Однажды Рабби Калман из Кракова спросил Рабби Гирша, преемника Рабби Менделя, как он выбирает молитвы на каждый день.
Рабби Гирш ответил: «Я поступаю так, как завещал мне мой учитель, да найдет он успокоение в Грядущем мире. Написано о Манне небесной:
“И будет выходить народ, и собирать ежедневно, сколько нужно на день”. Каждый день читаются определенные молитвы, и следует сосредоточиться на смысле этих конкретных молитв в каждый конкретный день».
Чтение Парашат а-Ман во вторник
Пусть Зхут Рабби Менахема Менделя из Риманова хранит наш народ!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/16-Rabbi-Menachem-Mendel-of-Rymanov, Мартин Бубер “Хасидские истории. Поздние учителя”)