Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 18 Кислева Йорцайт/Илула Рабби Борух из Меджибожа
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Борух из Меджибожа (1753–1811) был внуком Баал Шем Това. Реб Борух (известный в детстве, как Реб Борухл, уменьшительное на идише, а впоследствии как Реб Борухл а-Кадош) был первым крупным «ребе» хасидского движения, который провел суд в Меджбоже в родном городе своего деда и Бейт-Медраше. который он унаследовал.
Как записано в раннем хасидском труде «Мекор Борух» (впервые опубликованном в 1880), во время смерти Баал-Шем-Това, Рабби Пинхас из Кореца и Рабби Яков Йосеф из Полоного, два ближайших ученика Баал-Шем-Това, сообщили хасидам, что Баал-Шем-Тов назначил Реб Боруха своим преемником и поручил Реб Пинхасу реализовать это.
Ребе Боруху было всего семь лет на момент смерти его деда, и он вырос в доме Реб Пинхаса, куда регулярно приезжали другие близкие ученики Баал-Шем-Това и другие лидеры хасидского движения, чтобы проверить его успехи и помочь в его подготовке к служению – принять мантию своего деда.
Реб Борух оставался с Реб Пинхасом из Кореца до тех пор, пока Хевра Кадиша, как называлось близкое окружение учеников Баал Шем Това, не почувствовала, что он готов стать Ребе и вернуться в Меджибож.
Раввин Борухл был назначен Ребе примерно в 1782 году. Он руководил своим двором по принципу малхута (королевской власти). Он вел свой двор в Тульчине с 1788 по 1800 год, после чего переехал в Меджибож. Там он построил просторную, роскошную резиденцию, где у него была карета и лошади в конюшне.
Многие из учеников его деда и великие хасидские лидеры того времени регулярно посещали Ребе Боруха, как его звали, в том числе Магид из Чернобыля, Магид из Межерича, раввин Шнеур Залман из Ляд (основатель Хабад) Хозе Люблина и другие.
Реб Борух был известен своей меланхолией, вспыльчивым характером и бескомпромиссной силой воли. Его руководящий принцип малхута был предметом больших споров среди хасидского руководства его поколения. Реб Борух был первым хасидским лидером, который накопил большое богатство от своих преданных посредством практики петек и пидйонот. Другими словами, он получал пожертвования и дары на личные просьбы или молитвы. Он утверждал своим последователям, что обладает сверхъестественными способностями, полученными непосредственно из его кровной связи с Баал Шем Тов.
В 1808 году раввин Шнеур-Залман из Ляд посетил Реб Боруха в Меджибоже, чтобы уладить их разногласия. В то время Реб Борух был возмущен своей публикацией «Тания» и настойчивым требованием раввина Шнеура Залмана о том, чтобы общественные средства бесплатно выделялись на благотворительные цели. С этим визитом связано множество историй, большинство из которых закончилось тем, что вспыльчивость Реб Боруха взяла над ним верх. В конечном итоге визит привел к изгнанию раввина Шнеура-Залмана и его последователей из Подолья.
В более поздние годы реб Борух погрузился в меланхолию. Пытаясь излечить его меланхолию, его последователи привели Гершеля из Острополя в качестве своего рода придворного шута. Гершел был одним из первых задокументированных еврейских комиков, и его подвиги стали легендарными, как в еврейской, так и в нееврейской общинах. Одна история гласит, что в приступе гнева Реб Борух сам был виновен в смерти Гершеля.
Рабби Барух был одним из выдающихся ребе в поколении учеников Магида из Межерич и имел тысячи хасидов. Его братом был известный цадик раввин Моше Хаим Эфраим из Сиделкова.
Его беседы о Торе были записаны на языке Боцина Де’Нехора (иврит).
О травах и лечении…
Однажды ему было сказано от имени рабби Баруха объяснение стиха: «… он должен дать полное исцеление (v’rapoh yirapee)». Он сказал, что (лекарственная) трава вылечит больного, а больной вылечит траву. Объяснил рабби Шолом Йосеф.
«Когда Всевышний постановляет, что человек должен подвергнуться страданию, страдания должны поразить его в определенное время и прекратиться в определенное время из-за определенного человека и в ответ на определенное лечение». (Талмуд, Авода Зара 55а)
Почему страдания человека повелевают действовать таким образом? Это все ради травы, которая должна найти свое Тикун (исцеление, исправление), исцелив человека.
Когда Адам упал со своего высокого духовного уровня в результате вкуса от Древа Познания, многие искры были опрокинуты и упали ниже.
Каждый акт еды или питья служит для того, чтобы вернуть эти искры на место, где они должны быть, и, таким образом, приблизить мир к совершенству. Как горькая и ядовитая трава может найти свой Тикун?
Когда это подходящее лекарство для определенного больного человека, и он принимает его с правильными намерениями, тогда происходит Тикун, и трава оказывает свое действие.
Инструменты доступности