Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 18 Хешвана Йорцайт/Илула Рава Исроэль Дов Бер Одессер
Рав Исроэль Дов Бер Одессер (1888 – 1994), также известный, как Реб Одессер или Сабба – был бреславским хасидом и раввином, который утверждал, что получил «Письмо с небес», отправленное ему непосредственно Рабби Нахманом из Бреслава, умершим 112 лет назад, открывшее ему новое средство для облегчения страданий и болезней мира.
Это средство – песня и имя На Нах Нахма Нахман Меуман, которое он открыл новым последователям по всему Израилю. Его последователи превратились в движение На Нах. Известны разногласия, связаные с происхождением Письма, смелыми заявлениями раввина Одессера относительно На Нах Нахма Нахман Меуман и его положением в бреславском движении.
Одессер родился в Тверии, когда Израиль находился под властью Османской империи, в семье, которая на протяжении поколений была карлинерскими хасидами. (Его прапрадед, раввин Йекутиэль Залман-Лейб, был близким учеником раввина Авраама Калискера, главного ученика Баал-Шем-Това.) В юности Одессер также следовал карлинскому пути, но чувствовал, что это не соответствует его душа.
Одессер впервые познакомился с учением Рабби Нахмана из Бреслава, будучи молодым студентом Йешивы в Тверии. Кто-то сорвал обложку со священной книги на иврите и выбросил ее в мусор. Ортодоксальный иудаизм запрещает порчу священной книги таким образом, поэтому Одессер спас ее с намерением закопать, как и положено в Генизе. Однако, прежде чем выбросить, он решил прочитать ее. Эта книга называлась «Иштафхут а-Нефеш» («Излияние души») Альтера Тепликера и содержит отрывки из сочинений Рабби Нахмана о медитации и личной молитве. Поскольку обложки не было, Одессер не знал, кто автор, но учение повлияло на него. Только позже он узнал, что это была за книга.
Первым бреславским хасидом, которого он встретил лично, был раввин Исроэль Халперн (также известный как Исроэль Кардунер), который однажды пришел купить хлеба у родителей Одессера. Молодой человек сразу понял, что нашел своего учителя, но его родители были категорически против бреславского пути. В конце концов отец выгнал его из дома и попытался помешать предстоящей свадьбе. Это не остановило его, и он продолжил учиться у Халперна. Свадьба состоялась, как и планировалось. Жена Одессера, Есфирь, поддерживала его во многих страданиях и насмешках местных жителей.
В те дни среди евреев было распространено мнение, что любой, кто станет бреславским хасидом, в конце концов сойдет с ума. Вероятно, это связано с тем, что бреславцы стараются проводить по крайней мере час в день в итбодедуте, личном общении с Б-гом, которое они часто совершали в одиночестве в лесу или поле, часто ночью, медитируя и взывая к Б-гу. В то время это не было обычной еврейской практикой, и к ней относились с большим подозрением. Евреи обычно молились в помещении с миньяном, а не в лесу в одиночестве. Более того, когда Одессер молился в синагоге, это было с таким сильным усердием, что он часто часами начинал восторженно хлопать, танцевать и кружиться.
Когда британцы вошли в Тверию во время Первой мировой войны, в городе вспыхнула чума. Халперн сильно заболел и в конце концов умер вместе с большей частью своей семьи. После смерти Халперна в 1918 году Одессер стал личным помощником раввина Соломона Элиэзера Альфандри, великого сефардского рава и каббалиста, известного как Саба Кадиша, который в то время жил в Тверии. Однако однажды ночью, увидев, как Одессер читает Тиккун Хацот («Полуночный плач») по поводу разрушения Бейт а-Микдаш, Саба Кадиша отказалась позволять ему больше сопровождать его и вместо этого относилась к нему, как к молодому коллеге.
После этого Одессер отправился в Иерусалим, где учился у старейшин бреславской общины этого города.
Переписка с Залманом Шазаром
Дождливой ночью Ту би-Шват в 1957 году Залман Шазар (будущий третьим президентом Израиля) был с другом в Мероне. Там они увидели хасида Одесса, который с большим рвением читал Тикун Хацот («Полуночный плач»). Они были очень тронуты этим и, когда хасид закончил, спросили, кто он такой. Так началась пожизненная дружба между Шазаром и Одессером. На протяжении многих лет Одессер писал Шазару много писем, объясняя бреславский способ личной молитвы и преданности и призывая его вернуться к Б-гу (Шазар в то время был нерелигиозным). Шазар был очень вдохновлен этими письмами и действительно стал более религиозным. Позже он опубликовал письма вместе с краткой биографией Одессера в книге на иврите под названием «Ибай а-Нахаль». В 1995 году эта книга была переведена на английский язык.
Слово «ибей» (אבי), означающее «бутоны», в названии книги на иврите является перевернутой аббревиатурой имени Одессер (ישראל בער אדסר). Таким образом, еврейское название «Ибей ха-Нахаль» имеет двойное значение: «Исроэль Одессер, ручей/река» и «Молодые почки ручья».
Когда ему было примерно 24 года, Одессер получил документ, позже опубликованный как «Письмо с небес» (известный в просторечии, как Петек).
По словам Одессера, во время поста семнадцатого таммуза он поддался тяге к еде и что-то съел. В результате он сильно расстроился. Шесть дней он сильно страдал и чувствовал себя мертвецом. Он молился, и ему пришла в голову «мощная мысль»: «Иди в свою комнату и открой книжный шкаф, возьми любую книгу… и открой ее на той странице на какой откроется… и там ты найдешь вещи, которые дадут тебе возродиться, там ты найдешь исцеление для своей души!»
Действуя с этой мыслью, он выбрал книгу, открыл ее и нашел внутри письмо, содержащее слова приветствия и ободрения, а также фразу на еврейском языке основанный на четырех буквах имени Нахман ( Ребе Нахман из Бреслава).
Другой хасид по имени Йоэль позже сказал, что это он написал письмо Одессеру, увидев, как он обезумел из-за того, что ему пришлось разговляться. Одессер утверждал в опровержение, что его комната была заперта и ключ был только у него, и утверждал, что этот документ был ему чудесным образом передан.
Публикация Одессером Na Nach Nachma Nachman Meuman отвергалась основными бреславцами на протяжении многих десятилетий. Примерно в 1984 году, когда ему было примерно 86 лет, и он жил в доме престарелых в Раанане, Израиль, группа баалей тшува открыла для себя Одессера и заинтересовалась его учением. В конце концов он стал их духовным лидером. Название и песня Na Nach Nachma Nachman Meuman были приняты этой подгруппой брацлавских хасидов и с тех пор появлялись на рекламных щитах, наклейках на бамперах и вязаных ермолках, а также в музыкальных композициях этой группы.
Встреча с раввином Моше Файнштейном
В начале 1980-х годов раввин Одессер встретился с раввином Моше Файнштейном, который видел петек и хотел встретиться с его владельцем. На встрече раввин Файнштейн попросил у раввина Одессера благословения, и раввин Файнштейн также позвал свою жену, чтобы получить благословение от раввина Одессера. Раввин Файнштейн дал раввину Одессеру следующее одобрение:
“Я пишу от имени очень необычного человека, раввина Исроэля Дов Одессера, шлита, из Израиля. Этот человек является гаоном в Торе. Недавно имел удовольствие встретиться с ним. Я видел секретный документ, которым он владеет; это что-то очень чудесное.
Рабби Одессер собирает средства, чтобы напечатать сефарим рабби Нахмана, и помочь ему в этом является великой мицвой. Всевышний вознаградит всех, кто ему поможет”.
Те, кто сомневается в подлинности петека, преуменьшают одобрение раввина Файнштейна, говоря, что он был известен своей любящей добротой и желанием помогать людям. Говорят, что все, что написал раввин Файнштейн, было то, что петек был чудесен, но он не проверял его подлинность.
Одессер умер 23 октября 1994 года и был похоронен в Ар а-Менухот в Иерусалиме. На его могиле выгравировано: «Раввин Исраэль Дов Бер Одессер, [который] сказал:« Я На Нах Нахма Нахман Меуман».
Многие люди утверждают, что испытали спасение, посетив его и помолившись там.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(По Сайту Tzadikim.com)
Инструменты доступности