Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 17 Кислева Йорцайт/Илула Рабби Йосеф Йозель Горовиц – Альтер из Новардока
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Йосеф Йозель Горовиц, известный, как Альтер (Саба) из Новардока (1847–1919), был учеником Рава Исраэля Салантера, основателя движения Мусар. Горовиц также был учеником таких равов, как Ицхак Блейзер и Симха Зисель Зива и провел некоторое время в Бресте, обучаясь у раввина Хаима Соловейчика.
Он основал Йешиву Новардок в городе Новогрудке. Кроме того, он создал сеть Йешив в Двинске, Минске, Варшаве, Бердичеве, Лиде и Цетле.
Некоторые из его учений были записаны в книге «Мадрегат а-Адам» (рост человека).
Самая основная и важная тема в его книге — битахон (доверие к Богу). Горовиц подписывал свое имя: «ББ» (Бааль Битахон – мастера доверия).
Саба из Новардока родился в 1847 году в Плонгиане, Литва. Его отцом был раввин Шломо Залман Зив (позже Горовиц), даян и раввин в Плонгиане, а затем раввин Куртувиана. У Йосефа Йозеля было три брата и четыре сестры. Он получил базовое образование под руководством отца. Он присоединился к Йешиве Кельма, когда был еще очень молод.
В шестнадцать лет он уже давал шиур (урок) в синагоге Куртувиана.
В восемнадцать лет Горовиц женился на старшей дочери раввина Яакова Штейна, владельца текстильного магазина из Швекесны.
Поскольку Штейн умер незадолго до свадьбы, после свадьбы молодому человеку пришлось взять на себя управление бизнесом своего тестя, а также поддержку вдовы Штейна и восьми детей.
Встреча с раввином Исраэлем Салантером
Из-за своих деловых обязательств он часто бывал в Мемеле, где в возрасте 27 лет познакомился с раввином Исраэлем Салантером, который в то время был раввином Мемеля. Посетив несколько занятий Салантера и встретившись с ним, Горовиц решил закрыть свой бизнес, покинуть Швекесну и посвятить все свое время изучению Торы в Ковно.
Это встретило некоторое сопротивление со стороны его отца, раввина Шломо Залмана Горовица, и раввина Исроэля Салантера, которые были обеспокоены реакцией его жены на это решение. Однако он заверил их: «она всегда меня понимала, поймет и на этот раз».
Уединение в Ковно
По совету раввина Исроэля Салантера Горовиц присоединился к Ковенскому Коллелю Перушим, где он учился у раввинов Ицхака Блейзера, Нафтали Амстердама и Авраама Шенкера, учеников мусара раввина Исроэля Салантера.
В конце концов Горовиц привез жену и детей в Ковно, где его жена родила еще двоих детей и умерла при родах.
После смерти жены, Горовиц разделил своих детей между родственниками и уединился в доме ковенского жестянщика по имени раввин Шломо.
Он оставался в этой комнате полтора года, не появляясь. Чтобы гарантировать свое уединение, он загородил вход в свои апартаменты кирпичной стеной, в которой было два небольших окна, через которые он поддерживал связь с хозяином, когда это было необходимо. Ему подавали молочные блюда через одно окно и мясо через другое окно.
В 1881/1882 году маскилим опубликовали серию статей, в которых высмеивали затворничество Горовица. Позже они бросили ему во двор пачку фальшивых банкнот, а затем сообщили полиции, что его убежище является базой для изготовления фальшивых денег. В тот день мать Горовица пришла навестить его и сожгла сверток. Вскоре после этого полиция ворвалась в его комнату и сломала стену. Хотя они не нашли ничего подозрительного, но запретили ему жить в уединении.
Вскоре после того, как он вышел из уединения, его наставники призвали его снова жениться.
Однажды вечером Горовиц проходил мимо дома рабби Шломо и услышал, как кто-то плачет.
На следующий день он спросил раввина Шломо, что случилось. Рабби Шломо сказал ему, что человек, за которого должна была выйти замуж его дочь Хая Ривка, разорвал помолвку. Горовиц сказал раввину Шломо, что женится на Хае Ривке, но только при условии, что ему будет разрешено изолировать себя на всю неделю, возвращаясь к своей семье только на Шаббат и Йом-Тов. Они согласились на это условие. Раввин Гершон Чирински, торговец лесоматериалами, владевший поместьями вокруг Цетля, построил уединение в лесу, где Горовиц уединился на 12 лет, навещая свою семью только в Шаббат.
Когда его отец умер в 1890 году и Куртувян предложил ему должность главы общины, которую он унаследовал бы от отца, он не принял ее, потому что у него была сестра, оставшаяся сиротой, и он отказался от раввинского места в пользу своего будущего зятя.
В 1893/1894 году Горовиц начал навещать раввина Симху Зисель Зива в Кельме. Раввин Симха Зисель убедил Горовица приложить усилия, чтобы противодействовать влиянию движения аскала.
В очередной раз Горовиц покинул свое затворничество и основал сеть коллелей в 20 польских и русских городах, среди которых Шавли, Двинск, Минск, Варшава, Бердичев, Новардок, Одесса, Лида и Цетль. После того, как колель был основан, он призывал своих учеников основать соседние Йешивы. Учреждения финансировались раввином Лахманом и возглавлялись раввином Ицхаком Блейзером.
В Йешиве в Бердичеве было двести учеников.
Когда Горовиц слышал, как ученики спорят за трудным уроком или дискуссией, он не уходил, пока вопрос не был улажен (раввин Дов Кац писал об этом в своей книге «Тнуат Мусар» («Движение Мусар»), стр. 199).
Горовиц также основал большую Йешиву в Новардоке, куда приезжали учиться выпускники многих основанных им Йешив. В этой Йешиве обучалось более 300 студентов.
Когда разразилась Первая мировая война, Горовиц решил перенести Йешиву за границу. Он не позволил Йешиве остаться в Новардоке. В 1914/1915 году Горовиц отправился на Украину в поисках нового помещения для Йешивы. Перед отъездом он сказал своим ученикам, что, если немцы приблизятся к Новардоку, им следует бежать в сторону Украины. Горовиц нашел помещение для Йешивы в Гомеле. Тем временем немцы овладели районом Новардока, и ученики Йешивы бежали в Гомель.
В Гомеле они жили в доме раввина Яакова Каца. Вскоре стало так тесно, что им пришлось переехать в ближайший бейт-медраш, а затем и в различные синагоги в городе. К концу лета 1915 года 80 студентов добрались до Гомеля, и Йешива была восстановлена.
В 1917/1918 годах обстоятельства военного времени вынудили Горовица перевести Йешиву из Гомеля в Киев, где он основал еще четыре Йешивы.
Во время Суккот 1919 года добровольческая армия устроила в Киеве погром, убив сотни евреев.
Многие евреи в этом районе искали убежища в доме Горовица, полагая, что они будут пощажены за его заслуги. На Симхат Тора ситуация ухудшилась, но Горовиц поручил своим ученикам проводить Акафот, как обычно. Мятежники обстреляли окна его дома. Все упали на пол, кроме Горовица, который остался стоять во главе стола с чашкой для кидуша в руке.
Смерть и погребение
После Суккот в Киеве вспыхнула эпидемия брюшного тифа, унесшая жизни тысяч его жителей.
Вскоре дом Горовица наполнился инвалидами, которых он лично посещал.
В Кислеве он заразился этой болезнью и так и не оправился от нее. Тем не менее, он продолжал заботиться о нуждах инвалидов. Умер 9 декабря 1919 года.
На его похороны хлынули евреи Киева и его окрестностей. Последним, кто восхвалял его, был его ученик, раввин Довид Будник. Сорок, три года спустя его ученики перевезли его гроб в Израиль, и летом 1963 года он был перезахоронен на кладбище Ар а-Менухот в Иерусалиме.
Пусь Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(по сайту Tzadikim.com)
Инструменты доступности