Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 17 Ияра Йорцайт Рабби Йехезкель Ландо – «Нода бе-Йеуда»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Йехезкель а-Леви бен Йеуда Ландо (Ландау) (1713—1793) – «Нода бе-Йеуда» – Рав из Праги.
Йорцайт – 17 Ияра
Место захоронения – Прага, Фибичова (старое еврейское кладбище)
Рав Йехезкель Ландо, называемый по имени главной своей книги «Нода бе-Йеуда» (известный в Иудее), был приглашён на «раввинский трон» в столицу Богемии Прагу.
К приезду мудреца община выстроила на возвышении трон, чтобы «их величество» могли оттуда возглашать слова Торы. Увы — раввин росту был богатырского, мало кто даже до плеч доставал — и упёрся плечами в потолок. Первый свой урок в одной из авторитетнейших общин Европы давал, пригнувшись к столу. Можно сказать, что он и дальше «пригибался» к раввинскому трону с высоты своего огромного роста в мудрости Торы.
Родился Рав Ландо 8 октября (18 Тишрея) 1713 года в польском городе Апта (Опатув) в семье рава Йеуды Ландо, «парнаса» (благотворителя) и одного из лидеров «Ваада четырёх земель» — центрального органа еврейского самоуправления Речи Посполитой.
Семья вела родословную от великих мудрецов Торы: от Раши, от Рава Йешуа-Эшеля из Кракова, от талмудиста 15 века Йеуды-Лива из германского Ландау и его сына, автора сборника «Агур» (Припасённое), где приводятся постановления и обычаи отца. Имя города сделалось родовой фамилией. Со второй половины 16 века предки Рава Йехезкеля жили в Опатуве, многие — раввины и даяны города, выдающиеся знатоки Торы. Опатув несколько раз захватывался шведами; возможно, в результате этого «Ландау» превратился в «Ландо» и «Ланди».
Отец стал первым учителем мальчика. Очень рано Йехезкель сделался знаменит — его называли «илуй (вундеркинд) из Апты», уже в юные годы к нему обращались со сложными алахическими вопросами из многих общин Восточной Европы. Особое почтение к родителям он проявит в творчестве: в честь отца названа книга «Нода бе-Йеуда», в честь матери Хаи вторая книга: «Циюн ленефеш Хая» (Памятка живой души).
В 18 лет он женился на дочери Рава Якова из Дубны — у них родилось 8 детей, один из которых, Рав Шмуэль (1752-1834), даян Праги, составил сборник вопросов и ответов «Шиват Цион» (Возвращение в Сион) и комментарий к трудам отца.
В 21 год Рав Йехезкель приглашён даяном (судьёй) в город Броды, в одну из образованнейших еврейских общин мира, и оставался там до 1746.
Следующая работа — раввином Ямполя, торгового города на берегу Днестра (ныне в Украине), откуда его в 1755 году призвали в Прагу, раввином которой (и всей Богемии), а также даяном и руководителем созданной им знаменитой Йешивы «Нода бе-Йеуда» оставался до своей смерти 29 апреля (17 Ияра) 1793 года.
«Детективных» событий в его жизни, к счастью, было не так уж много. Одна из причин: высокий, могучий телом, с красивым сильным голосом и мягкими манерами раввин вызывал общее уважение уже одним своим видом, ещё до знакомства с его необъятными знаниями и потрясающим пониманием людей. Казалось, есть у него «телескоп в глубину личности», многих он с первого взгляда видел насквозь. Конфликтовать с таким колоссом духа и тела мало у кого хватало смелости.
Сипурей Цадиким
Самозванец
К раввину обратился богач, выдавший дочку за тринадцатилетнего юношу из хорошей семьи. У молодых случился конфликт, обиженный муж уехал из города и пропал. Через 5 лет явился молодой человек с историей о заморских путешествиях, чрезвычайно похожий на беглеца и знавший множество интимных подробностей их жизни. Дочка приняла супруга, но вскоре она и отец стали замечать какие-то отличия в характере от пропавшего юноши. Богач пошёл к раву с сомнениями, привёл «мужа». Рав Йехезкель попросил, чтобы отец предложил дочери до конца недели избегать супружеских отношений, а в субботу пусть отец отведёт муженька в синагогу и пропустит у дверей вперёд, найти их обычные места. Молодой человек растерялся… Пойманный, в кабинете рава признался в самозванстве. Вероятно, с настоящим мужем они подружились на корабле и тот, удручённый собственным бегством, много рассказывал другу о своей короткой семейной жизни. Когда рава Ландо спросили, как он так быстро решил проблему, тот ответил: я сразу увидел, что передо мной ловкий самозванец. О чём жулик не станет расспрашивать? — О месте святости, доме молитвы, это просто не придёт ему в голову!
Разоблачение
Заезжий коммерсант отдал перед Шаббатом на хранение 10000 динаров своему давнему деловому партнёру, но через день местный купец заявил, что ничего не получал. Рав Ландо вызвал купца, а гостю велел ждать поблизости и в определённое время «случайно» войти и требовать возврата долга. Рав упрашивает купца дать деньги на бедных — 1000, хоть 500, хоть 300… «Дела идут плохо, не могу». Тут входит гость, начинается торг — купец заявляет, что ничего не должен, но, дабы смыть всякое подозрение (рав подсказывает, что иначе «этот склочник разнесёт по городу сплетню, не отмоешься»), готов выплатить… доходит до 500 динаров. Тут встаёт рав Ландо и громовым голосов требует возврата всей суммы: «Я уговаривал тебя дать цдаку хоть 300 — у тебя нет денег, а здесь ты готов отдать 500, хотя заявляешь, что вообще ничего не должен?!». Купец зарыдал и всё вернул.
Это — с людьми обычными, а вот в конфликте мудрецов достичь прогресса раву Ландо оказалось куда сложнее. В 1749 году разразился спор, долго сотрясавший еврейские общины Европы (и не только). Великий алахист и каббалист Рав Яков Эмден (1698-1776) заподозрил другого выдающегося мудреца, каббалиста рава Альтоны Йонатана Эйбешица (1690-1764) в тайном отступничестве — сабатианстве. В историю должны были вмешаться лидеры поколения: Виленский Гаон, Рав Ландо, Рав Фальк («Пней Йешуа»), Хатам Софер.
Нода бе-Йеуда выпустил воззвание «Игерет шалом» (Послание мира), объявил амулеты, приписываемые Раву Эйбешицу и содержавшие намёки из сабатианской «каббалы», поддельными и снял с того все обвинения. Но — он был против переезда Рава Эйбишица в Прагу и знал, что один из его сыновей на самом деле стал сабатианцем; вероятно, какие-то сомнения оставались. Миссия примирения удалась лишь отчасти, свара нанесла тяжёлый удар по авторитету раввинов и стабильности еврейской жизни, хотя спор шёл «во имя Небес».
Деятельность рава Ландо на посту главы общины была разнообразной и успешной. Он пользовался большим уважением при дворе Австро-Венгрии и стремился установить миролюбивые отношения с нееврейским населением. При этом ни на йоту не отступал от Закона.
По закону Марии Терезы
Богатый Коэн из Праги хотел жениться на разведённой (что коэнам запрещено), Рав категорически отказал в благословении. Неуёмный добрался до императрицы и та повелела провести брачную церемонию. Рав Ландо сразу согласился и под хупой приказал жениху повторять: «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону императрицы Марии-Терезы» (не «Моше и Израиля», как принято). Публика, толпой шедшая на свадьбу посмотреть, как Рав Ландо нарушает Тору, быстренько разошлась, а Рав пояснил: «по закону Моше нельзя, женись по закону императрицы». Дело расстроилось, а вскоре и сам смутьян передумал. Авторитет Рава Ландо в глазах народа и властей только вырос.
Рав Йехезкель активно боролся против сектантов, накладывал херем (отлучение) на сабатианцев и франкистов, выступал против зарождавшегося хасидизма, в котором опасался встретить очередную псевдокаббалистическую секту.
Некоторые хасидские лидеры, в частности Коцкер, благодарили Виленского Гаона и Нода бе-Йеуда за это, «иначе мы действительно могли бы стать сектантами». Движение «аскалы», «еврейского просвещения» поначалу встретило благосклонность раввина — он поощрял широту образования; но вскоре, когда стало очевидно, что большинство лидеров пытаются «разбавить Тору» и подогнать еврейскую жизнь под жизнь окружающих народов ценой изменения и даже отмены части заповедей — стал его категорическим противником.
Рав Ландо и Бааль Шем Тов
Как мы скоро увидим, без него у нас может не быть Торы Бааль Шем Това, Кедушат Леви, Ноам Элимелеха, Ликутей-Маоран, Бней Иссахар, Тании, Сфат Эмет и других книг.
Рав Ландо был великим Гаоном в Торе и великим Цадиком, а также хорошо разбирался в сокровенной Торе. Он был ярым противником недавно основанного хасидского движения Бааль Шем Това. Он был в дружеских отношениях с Балем Шем Товым, но не верил в него, как в великого цадика. Когда Бааль Шем Тов был в его городе, он останавливался, чтобы навестить раввина Йехезкеля, который лично прислуживал ему, чтобы исполнить мицву «Ахнасат орхим». Когда Бааль Шем Тов понял, что заставляет Нода Бе-Йеуда прекращать изучение Торы, он перестал приходить. Жена Рабби Йехезкеля действительно верила в Бааль Шем Това, как в великого Цадика и навещала его со своими сыновьями.
«Диврей Хаим» из Цанз сказал, что если Нода бе-Йеуда был бы жив, он сел бы под его стол, чтобы учиться у него.
Рабби Исраэль из Ружина рассказал одному из своих талмидим, который был внуком Рабби Йехезкеля, что он услышал от Оhев Исроэль, который услышал это от Магида из Злочова, что, когда пришло время нешаме Бааль Шем Това спуститься в этот мир, заговорили всевозможные ангелы-преследователи, утверждая, что Машиах придет раньше своего времени, если Бааль Шем Тов спустится в мир. Ангелы-защитники высказались в пользу прихода Бааль Шем Това в мир. В конце концов было решено, что будет ниспослан другая высокая нешама, которая также будет великим Цадиком, но противником Бааль Шем Това и его учения. Этот раскол помешал бы Маашиаху прийти раньше своего времени. Этим другим великим Цадиком был Рабби Ландо, Нода Бе-Йеуда.
Таким образом, мы действительно можем сказать, что Нода Бе-Йеуда был самой важной фигурой в истории хасидизма, потому что без него Баал Шем Тов не смог бы прийти в этот мир.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(http://zchusavos.blogspot.com/2007/05/noda-beyehudah-most-important-tzadik-in.html, по сайту evrey.com)
Инструменты доступности