Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 14 Кислева Йорцайт Рабби Мэнахэм Нахум из Штефанешт
Рабби Мэнахэм Нахум из Штефанешт (1823–1868)
Йорцайт – 14 кислева
Место захоронения –
У святого Рабби Исраэля Фридмана из Ружина было шесть сыновей – каждый за один из разделов Мишны. Четвёртый сын, символизировавший четвёртый раздел Мишны, Нэзикин, родился в 1822, году в Ружине и был назван именем Менахэм Нахум – в честь деда по материнской линии – святого Рабби Менахэма Нахума из Чернобыля.
Весной 1838 года царская власть до ложному доносу арестовала святого Ружинера. Он бежал в Кишинёв, затем в Яссы, а в 1842 году Святой Ружинер со всей семьёй приехал на Буковину, в Черновцы, которые тогда принадлежали Австро-Венгерской империи. Вернее не в сами Черновцы, а в соседнюю Садгору (которую евреи называли на румынский манер Садигура), где для него была построен дом-дворец и великолепная синагога.
В те дни он справил свадьбу своему сыну Рабби Менахэм Нахуму с дочерью рава Рава Элазара Кашанского (внука святого р. Гэдалъи из Линица). И в Хануку, 2 тэвэта 1848 года, у них родился сын, которого его дед, святой Ружинер, назвал именем Авраам Матитъяу. Авраам – в честь прадеда Авраама «Малъаха» (сына Великого Магида из Межерич), а Матитъяу – в честь Матитъяу а-Коэна Хашмоная.
Святой Ружинер ушёл из этого мира 3 хэшвана 1850года, и уже на следующий год Рабби Менахэм Нахум переехал в Штефанешты (Румыния, пригород Ботошан), где несколько лет после своей свадьбы жил когда-то и его отец. Он выбрал этот городок несмотря на то, что в нём не было слышно слов Торы того уровня, на каком они гремели в то время в Польше и Галиции.
Новомодная болезнь «просвещения» очень сильно отдалила румынских евреев от Торы и заповедей – поэтому святой Рабби Менахэм Нахум не начал читать им лекции или учить из жизни. Он стал в открытую делать чудеса – и зачерствевшие сердца румынских евреев открылись для путей Вс-вышнего, которыми ходили их предки. Поэтому к нему стали приезжать сначала за чудесным благословлением, а затем и за советом простые крестьяне или торговцы. А затем они сами отдавали своих детей учиться в Йешиву, а не в школу – ведь их невежественное неверие могло поколебать только явное чудо.
На этот путь в служении Вс-вышнему намекал святой Ружинер ещё когда его сын, будущий Штефанештер Рав, был маленьким ребёнком. Когда мэламэд жаловался на его странное поведение в хэйдэре – застынет около окна на целый час и смотрит с улыбкой вдаль, и никого не слышит, пока его за руку не потянут – то Ружинер сказал, что когда он вырастет, то ему предстоит исполнить сказаное в книге Иова (28:7) – что он уже «видит дальше» других (в духовных мирах) и его путь служения будет выше мудрости. «В этом он точно будет на более высоком уровне, чем его дед – святой Чернобылер Ребэ» – так говорил о нём его святой отец. Так и случилось – открытыми чудесами святой Штефанештер побудил румынских евреев вернуться к их Небесному Отцу.
Как-то его спросили: «Как Вы стали таким известным – ведь вы не даёте глубоких лекций – как написано в Теилим (19:4,5): «не говорит и не поучает» – но всё равно «по всей земле надеются на него и на окраинах говорят о нём»? Святой Штефанештер с улыбкой ответил: «Но ведь про это написано в Торе (Дварим 19:19): «Уничтожь зло в себе» и само собой исполнится (Дварим 13:12) «все евреи услышат и убоятся».
Однажды к святому Штефанештеру приехал простой еврей с очередными жизненными проблемами – ведь «як трэвога – так до Б-га»… По обычаю перед разговором с цадиком надо написать «квитл» со своим именем и именем своей матери, который служка занесёт к цадику – а затем туда уже впускали и просителя. Еврей решил во всех подробностях описать все свои «царот» – и про больную дочь, и про маленькую парнасу, и про сворованных цыганами гусей… вообщем, получилось пару листов. Когда он вошёл к святому Штефанештеру, тот сказал: «Если ты думаешь, что тебе надо во всех подробностях расписывать свои проблемы – то ты сильно ошибаешься. Ещё до того, как ты приехал в Штефанешты, я уже знал все твои проблемы даже лучше, чем ты!» – и Штефанештер рассказал о некоторых подробностях, которые хасид забыл упомянуть в своём «квитэле», и продолжил: «Кроме греха потраченного впустую времени сюда добавляется и грех неверия. А если ты не веришь, что я знаю даже то, что не знаешь ты сам про себя – то зачем ты приехал»?
Спросил он как-то евреев: «Есть четыре вида евреев: 1. «есть и есть» – т.е. поднялся он на высокий духовный уровень и знает об этом, ощущает себя великим; 2. «есть и нет» – т.е. он находится на высоком духовном уровне, но не обращает на это внимания; 3. «нет и есть» – т.е. нет в нём ничего особенного, но он считает себя великим; 4. «нет и нет» – т.е. нет в нём ничего особенного и он не требует к себе никакого особенного внимания. Как вы думаете – какой из этих четырёх типов хуже всего?». Ответили ему: «Конечно же наглость «нет и есть» хуже всего!». «Ошибаетесь!» – сказал на это святой Штефанештер – «если нет у него ничего и он хвастается – то ничего у него и не появится, но хуже всего «есть и есть» – ведь из-за своей гордости он потеряет и то, чего добился до этого!».
В своём доме святой Штефанештер (уже после его переезда в Яссы) создал специальную комнату, названную «покоями Машиаха» («Мошиах Цимэр»), куда никому не разрешал заходить. Только однажды он разрешил нескольким большим хасидам туда заглянуть. Перед этим они должны были сходить в микву и снять обувь. Хасиды увидели резной из дорогих пород дерева пол, стены и потолок. В центре комнаты стоял стол, обрамлённый жемчугом, и шесть шикарных стульев. Во главе стола стоял трон с тремя ступенями. В этой комнате были собраны вещи, которые принадлежали его святым предкам – Великому Магиду из Межерич, Раву Аврааму Малаху, святому Чернобылеру, его отцу святому Ружинеру и многим другим (на столе перед троном лежала курительная трубка Ружинера).
Там же находилась великолепная золотая корона, состоящая из трёх корон одна над другой. Для короны был создан специальный золотой футляр, над которым ювелир работал несколько лет, перемежая свою работу окунаниями в микве и чтением Теилим – как наказал ему Штефанештер. Известно, что незадолго до своего ухода из этого мира святой Штефанештер сказал, что эта корона должна будет исчезнуть, как её не охраняй, но найдётся перед приходом Машиаха. Про неё мы ещё вспомним чуть позже.
В Кислеве 1869 года святой Рабби Менахэм Нахум заболел. Врач, осмотревший его, сказал, что он ничем не сможет помочь, так как причина болезни заключается в том, что уважаемый раввин чего-то очень сильно хочет – настолько, что его тело не может нормально функционировать от этого желания. Пусть уважаемый раввин сделает то, чего желает – и его тело выздоровеет. Святой Штефанештер рассмеялся: «Выздоровеет? Что ты в этом понимаешь? Я жажду соединиться с Творцом – и моё желание исполнится, но что мне до этого тела?!»
Святая душа Рабби Мэнахэма Нахума оставила этот мир в день рождения и годовщину смерти первенца Яакова Авину – Рэувэна, 14 кислева 1869 года, и был похоронен в Яссах. Ему наследовал его единственный сын Рав Авраам Матитъяу, у которого потом учились уже великие праведники и мудрецы Торы – плоды чудес святого Рабби Мэнахэма Нахума.
Его учениками были святые Рабби Хаим Занвил Абрамович (Рыбницер Ребэ) и Рабби Элиэзэр Зуша Португал (Скуленер Ребэ).
Покои Машиаха и его золотая корона
После того, как святая душа Рабби Авраама Матитъяу оставила этот мир 21 тамуза 5693 года, корону Машиаха поместили на хранение в сейф банка в Яссах. Но ведь Штефанештер предупреждал: «как бы её не охраняли…» – нагрянула война, в которой Румыния встала на сторону фашистов – и всё еврейское имущество перекочевало из банков в карманы бонз «Третьего Рейха».
И вот несколько лет назад эта корона всплыла из частного собрания какого-то антиквара и выставлена на продажу на аукционе Сотбис. Куплена за 1 325 000 $ неизвестным англичанином (Сотбис отказывается сообщать его имя) вроде бы для Лондонского музея. Так что начинает исполняться и другое обещание святого Штефанештера о том, что корона Машиаха найдётся перед его приходом.
(по статье Элияу а-Катан Гэц)
Инструменты доступности