Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 11 Элула Йорцайт Рабби Авраам Яаков Фридман из Садигур
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Авраам Яаков Фридман родился в городе Ружин, Украина, в семье раввина Исраэля Фридмана из Ружина (1797–1851), основателя династии Ружинеров, и его жены Сары. Он был вторым из шести сыновей и имел четырех сестер. Он женился на Мириам, дочери раввина Аарона из Карлина.
Он жил в роскошном доме, построенном его отцом, раввином Исраэлем Фридманом из Ружина, который бежал в австрийский город Садхора (Садигура на идише) из-за преследований со стороны русского царя. Он поддерживал экстравагантный образ жизни своего отца, погружаясь в изучение Торы и мистицизм. Его считали величайшим Ребе своей эпохи, привлекая к своему двору сотни тысяч евреев, а также выдающихся христианских лидеров.
Как и его отец, Рабби Авраам вел необычный для хасидов образ жизни с роскошной мебелировкой и эффектной одеждой. Он погрузился в мистицизмКабалы, как и его отец. Это сочетание земной королевской власти и духовной глубины привлекло к его двору как евреев, так и христиан.
В 1840 году Ружинер Ребе был вынужден бежать из России из-за преследований со стороны царя. Он перевез свою семью в город Садигура на Буковине в Австрии (Карпаты). Ружинер Ребе прожил в Садигуре десять лет, построив роскошный дом и большую синагогу и привлекая десятки тысяч хасидов. Когда Ружинер Ребе умер в возрасте 54 лет 9 октября 1850 года, каждый из его сыновей переехал в разные города, чтобы основать свои собственные дворы.
Его старший сын, раввин Шолом Йосеф Фридман (1813–1851), остался в Садигуре, чтобы продолжать возглавлять суд, основанный его отцом, но умер десять месяцев спустя. В этот момент второй сын Ружинера Ребе – Рабби Авраам Яаков, принял на себя мантию лидера, став известным как первый Садигурер Ребе.
Им восхищались и его посещали многие великие знатоки Торы и ребе его поколения, в том числе Рабби Ицхок из Ворки, Рабби Ицхак Меир Альтер (первый Геррер Ребе), сыновья раввина Мордехая Тверского из Чернобыля и ученики Хозе из Люблина и Сар Шалом из Белз.
Ребе также принимал видных христиан, в том числе князей, графов и писателей, которые публиковали статьи о нем в газетах Вены, Берлина, Франкфурта, Праги и других городов.
В 1870-х годах его посетил Лоуренс Олифант, который хотел создать фонд для покупки Палестины у Османской империи с целью еврейского заселения этой земли. Олифант считал, что Ребе был «лидером мирового еврейства» и мог ему помочь. Ребе возразил, заявив, что он гражданин Турции и живет по турецкому паспорту.
Теодор Герцль, провидец еврейского государства, посетил Ребе в Садигуре и предложил «Чудо-Ребе» переехать в Палестину, чтобы стать ее духовным лидером. В своей дневниковой записи от 16 июня 1896 года Герцль описал свое видение еврейского государства как «пункта назначения цивилизованного мира, который придет в гости, как сейчас посещает… Садигуру». Ребе отверг Герцля и его идеи.
Ребе ми-Садигур был широко известен и уважаем за свою мудрость, интеллект и остроумную речь. Председательствуя над двором, наполненным красотой и великолепием, вдохновляя угнетенных евреев Галиции, Румынии и Украины, Ребе вызвал зависть местных просвещенцев, которые стремились свергнуть его, как они сделали это с его отцом. В 1856 году маскилим оклеветали его перед властями, заявив, что он был в партнерстве с еврейским фальсификатором, взятым под стражу полицией. У фальсификатора было письмо Ребе, благословляющее его во всех его начинаниях. Ребе провел 15 месяцев в сырой, холодной камере со скудным питанием, что серьезно подорвало его здоровье. После его освобождения его братья и хасиды устроили за него массовые молитвенные собрания. Один молодой хасид, Мордехай Мишель из Линска, предложил взять на себя болезнь Ребе в обмен на долю в Мире Будущем. В тот вечер хасид заболел и вскоре умер, а здоровье Ребе улучшилось, и он прожил еще много лет.
Ребе ми-Садигур поощрял и подстрекал евреев селиться на Святой Земле. Он возглавлял Колель Вохлин и завершил сбор средств для синагоги «Тиферет Исраэль», синагоги Ружинер в Старом городе Йерусалима, названный в честь его отца. Строительство синагоги было завершено в 1872 году. Он также приобрел привилегию зажечь главный костер на могиле раввина Шимона бар Йохая в Мероне, в Лаг Ба Омер у сефардских стражей Мерона и Цфата. Ребе завещал эту честь своему оставшемуся в живых старшему сыну, раввину Ицхоку Фридману, первому Боянер Ребе, и его потомкам.
В 1881 году Ребе ми-Садигур потерял своего старшего сына, раввина Шломо Фридмана (1843–1881), а два года спустя – своего зятя, раввина Нохума Бера (1843–1883), оба были многообещающие молодые люди. Давно привыкший к диете, Ребе вообще перестал есть и умер 12 сентября 1883 года (11 элула 5643 года).
Его Йорцайт совпал с Йорцайт его старшего брата, раввина Шолома Йосефа, который умер 11 Элула за тридцать два года до него. Он был похоронен на том же участке, что и его отец, Ружинер Ребе, и его брат, Рав Дов Бер из Лелова (1822–1876), в Садигуре.
После его смерти, два его сына, раввин Ицхок (1850–1917) и раввин Исраэль (1852–1907), взяли на себя совместное руководство хасидами своего отца. Хотя они были довольны такой договоренностью, многие из садигура-хасидов предпочитали иметь одного Ребе, и в 1887 году братья согласились тянуть жребий, чтобы определить, кто останется в Садигуре, а кто уедет. Жребий выпал раввину Исраэлю остаться вторым Садигура Ребе, в то время, как раввин Ицхок переехал в соседний город Бояны (Боян) и основал там свой двор, став первым Боянер Ребе.
Сипурей Цадиким
Однажды к Раби Аврааму из Садигур, благословенна память праведника, пришла швея-еврейка с просьбой помочь – игла вонзилась ей в руку и сломалась, а сейчас она вошла в систему кровообращения и протыкает сухожилия и органы, через которые проходит.
Швея постоянно чувствует колющую боль в разных местах. Её боли ужасны, и она испытывает огромный страх. Врачи не могут ей помочь. Даже если они определят место, где находится игла, то пока они приготовятся к операции, она перейдет в другое место. Что делать? Она просит, чтобы Рав благословил её, и игла вышла сама.
«Раз ты швея, – сказал Рав, – у тебя, конечно, есть сильный магнит для случая, если булавки или иглы упадут на пол, чтобы ты смогла их быстро собрать».
Швея подтвердила, что есть у неё сильный и хороший магнит. Но какое это имеет отношение к ее делу.
Ответил ей Рав Авраам: «Возьми магнит, и когда почувствуешь укол от иглы, приставь к этому месту магнит, который притянет иглу, и она не изменит места. Так приди к врачу, и он легко вытащит ее».
Сделала она, как сказал Рав, и игла была извлечена в ходе непродолжительной операции. Совет Раби вызвал уважение врачей, и все говорили о его сообразительности.
Сказал рав: «Я не открыл ничего нового, это старый способ — ведь и наша душа заключена в рамки качеств и страстей. Но, несмотря на это, когда открывается свет Шхины, она стремится навстречу ей и прилепляется к ней, как та игла, притянутая к магниту. И об этом сказано: «Влеки меня, и за тобой побегу». (Шир а-Ширим)
Чувствует она влечение Творца Благословенного, Его любовь, и тотчас бежит Ему навстречу». (Месилот)
Пусть заслуги цадика раввина Авраама Яакова Фридмана хранят Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/1197-Rabbi-Avrohom-Yaakov-Friedman-first-Sadigura-rebbe)
Инструменты доступности