Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 11 Адара Йорцайт Рабейну Хида
Рабейну Хида (Хаим Иосеф Давид Азулай) – величайший кабалист, автор «Шаар Йосеф», «Биркей Йосеф», «Махзик Бреха», «Тора ор», «Нахаль кедумим» (Древний поток) и «Рош Давид» и других трудов.
Йорцайт – 11 Адара
Место захоронения – Ар а-Менухот, Йерусалим
Рабейну Хида, алав ашалом, родился семимесячным и, как рассказывают, мёртвым, и зашла его бабушка и почувствовала, что есть еще запах (нефеш) жизни и сразу взяла его на руки и обернула его в одеяло и согрела – мальчик пришел в себя и начал дышать.
Его внуку, Рабби Моше бен Рабби Рафаэлю перешла в наследство трость Рабейну а-Хида. Трость была покрыта серебром, она называлась «макель драхим». И было на ней написано:
יִרְעַ֤ם הַיָּם֙ וּמְלוֹא֔וֹ יַעֲלֹ֥ץ הַשָּׂדֶ֖ה וְכָל־אֲשֶׁר־בּֽוֹ «Прогремит море, и наполнится громом поле и все, кто на нем» (1 Диврей а-Ямим 16:32) – и это Сгула Рабейну Хида для благополучной дороги. Эта трость была украдена, но потом ее вернули.
В конце каждого письма или алахи, которую писал Рабейну Хида, он ставил свою печать-подпись и добавлял две буквы .ס.ט – «самех тет» – все думали, что это означает. Тогда Рабейну Хида сказал, что он звался «Атаяр Гадоль» (великий странственник) и, что он прошел через большие иссурим (страдания), поэтому всегда подписывался буквами .ס.ט «соф тов» (хороший конец) и верил, что так и будет.
Он был любимым учеником величайших Рабби Хаим бен Атар – Ор а-Хаим, став его ближайшим и самым преданным последователем, а позже и великого Рашаш – Рабби Шалом Шараби.
В последний день праздника Суккот 5503 / 1743 года юный Хида стал свидетелем того, как Ор а-Хаим молился непрерывно в течение суток, сидя на полу в своей комнате. Хида отметил, что вечером, в начале молитвы, лицо наставника «светилось, как солнце», затем он «горько плакал… всю ночь», а на следующий вечер, к началу праздника Симхат Тора, его лик вновь озарился светом. Рабби Хаим Ибн Атар пояснил ученикам, что молился о приходе Машиаха — при этом Хида понял из его слов, что сам наставник «был способен и призван стать Машиахом», чтобы принести еврейскому народу конечное избавление, но из-за грехов поколения ему не было позволено «открыться» и реализовать свое назначение. И тогда в ночной молитве, сидя на полу своей комнаты, Рабби Хаим Ибн Атар достиг соглашения с Небесным Судом: в этот год, в возрасте сорока семи лет, он покинет мир, искупив соей смертью грехи всего поколения. (Толдота Ор а-Хаим а-Кадош с. 50)
После смерти Ор а-Хаима (зехуто яген алейну), Хида обратился к учению секретов Торы с Рабби Шалом Шараби (Рашаш) в Йешиве кабалистов «Бейт Эль».
Вскоре Хида уезжают в Европу. Глава Йешивы Рабби Сар-Шалом Шараби считал, что приблизилось время геулы (конечного избавления еврейского народа). Он избрал двух своих ближайших учеников, Рабби Азулая и Рабби Хаима Де-Лароза, чтобы в совместной молитве склонить решение Небесного Суда к геуле. Они постились три дня подряд, а затем, поднявшись на крышу Йешивы, погрузились в молитвенную медитацию. С помощью сокровенных кабалистических каванот им удалось вступить в контакт с Небесным Судом. Им было открыто, что хотя время геулы ещё не настало и народ Израиля к ней не готов, тем не менее, их совместная молитва способна спровоцировать преждевременное явление Машиаха, сопряженное с катастрофическими последствиями для всей Вселенной. Чтобы этого не произошло, троим праведникам следовало немедленно разлучиться — по требованию Небесного Суда, а один из них должен был покинуть Святую Землю, на которой молитвы обладают особой силой. Жребий пал на Рабби Хаима-Йосефа Давида Азулая. (Везэ шаар ашамаим с. 163)
Он был раввином в Каире пять лет. Затем завершил свое второе путешествие в Ливорно (Италия), где он остался до конца своих дней. В каждой поездке Хида заходил во все библиотеки старался ознакомиться с тысячами манускриптов и создал по ним Сефер «Шем а-Гедолим», с биографиями 1300 мудрецов.
Рабби Элимелех из Лиженска говорил, что Господь всегда соблюдает баланс. В то время, когда пришел Мендельсон с его еретическим комментарием Хумаша, Господь прислал Рабейну Хида в ответ с его священными книгами, усиливающими наши основы веры в Б-га.
Сота
Один из почтенных граждан Ливорно, происходящий из рода коэнов, обратился к Рабейну Хида с жалобой на свою жену, которая, вопреки его предупреждению, уединилась в комнате с неким посторонним мужчиной. Рабейну Хида постановил, что, согласно закону Торы, муж обязан развестись с неверной женой. Однако некоторые даяны Ливорно, связанные родственными узами с семьей подозреваемой женщины, заявили, что «в таком серьезном деле невозможно полагаться лишь на ясновидение» Рабби Азулая – ведь в комнате, где жена коэна уединилась с мужчиной, не было свидетелей, которые могли бы подтвердить факт измены.
И тогда Рабби Хида пригласил подозреваемую к себе в дом учения. Он извлек свиток Торы и произнес перед ней весь раздел Сота, связанный с испытанием жены, подозреваемой в неверности мужу. «Если не лежал с тобой мужчина, — читал он, — и если не совратилась ты осквернением втайне от мужа твоего, то будь невредима… Но если ты втайне изменила твоему мужу и осквернилась, и совершил с тобою соитие мужчина, кроме твоего мужа, тогда…сделает Г-сподь бедро твое опавшим и живот твой опухшим…» (Бемидбар 5:19—21). И не успела женщина покинуть комнату, как её лицо пожелтело, глаза вылезли из орбит — и в считанные мгновения с её телом произошло все то, что описано в этом разделе Торы. В память об этом происшествии руководители ливорнской общины повелели облицевать золотым листом то место, на котором изменница была обличена с Небес в своем преступлении. (Гдолей адорот)
Пустой сосуд
Однажды к Рабби Хида пришел грубый и необразованный еврей и стал требовать, чтобы Хида рекомендовал его раввину другого города, как порядочного и исполненного выдающихся достоинств человека. Мудрец попытался уклониться, но грубиян был настойчив и в конце концов перешел к угрозам. Дело происходило поздней ночью, в пустом Доме Учения, позвать на помощь было некого, – и Хида решил написать письмо, спрятав подлинную рекомендацию между строк.
В письме мнимым достоинствам просителя давалась очень высокая оценка. Послание начиналось так: «Этот человек настолько велик, что, живи он во времена пророка Элиши, поток оливкового масла не иссяк бы никогда». (Четвертая глава книги Млахим повествует о бедной вдове со множеством детей. Элиша, ученик пророка Элияу, велел ей собрать все пустые сосуды в доме и заполнить их из бутылки с дорогим оливковым маслом. Произошло чудо: масло не иссякло, пока все сосуды не наполнились.)
Грубиян торжествовал. Однако раввин, которому он принес пространное рекомендательное письмо, почувствовал, что здесь что-то не так. Еще раз посмотрев на подателя рекомендации, он внимательно перечитал послание и понял: Хида говорит ему, что этот человек – пустой сосуд, лишенный какого-либо внутреннего содержания, и само письмо, по всей видимости, написано было под давлением. Грубиян немедленно получил по заслугам: его с позором изгнали из города. (Яаков Шехтер)
Рабби Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) отправился посланником общины за границу. На корабле повстречался ему купец, везший в Италию груз некашерного сыра. Купец знал, что Рабби Хаим известен во всех общинах Израиля и, бумага, подтверждающая кашерность сыра с подписью Рабби Хаима, поможет ему продать товар и получить большую прибыль. Стал купец уговаривать Рава и даже предлагал большие деньги, однако Рав был непреклонен. Тогда нанял купец матросов, и те напали на Рава, угрожая сбросить его в море, если он не подпишет требуемый документ.
Рабейну Хида, видя, что жизнь его в опасности, согласился подписать документ и написал в нем так:
«Продаваемый сыр абсолютно кашерен. Пусть едят бедные и насытятся», – и закончил: «Пишет и подписывается во вторник недельной главы: «И так ешьте его: ваши чресла препоясаны, ваша обувь на ваших ногах и ваш посох в вашей руке; и ешьте его с поспешностью, — песах это Господу, (Шмот 12:11) 5508 года».
Прибыв в Италию, купец стал рекламировать свой сыр, как идеально кашерный и разрешенный Рабейну Хида. Однако по закону должен был торговец придти к Раву города и показать разрешение Рабба Хаима. Рав города прочитал документ и удивился: для чего Хида отметил, что отрывок из Торы находится в книге Шемот?
Ведь это известно даже ребёнку!
Кроме того, обратил Рав внимание, что слово שמות написано, как аббревиатура слов: שניים מקרא ואחד תרגום – «шнаим микра веэхад таргум» (дважды Тора и один раз Таргум – во многих общинах в Шабат принято читать дважды Тору и один раз Таргум – перевод Торы на арамейский язык).
Посмотрел Рав перевод отрывка, указанного Хидой, увидел: הריציכון יהון אסירין, и сразу понял, что חריצי (головки сыра) אסורים (запрещены).
Приказал он арестовать купца.
Провели расследование, и купец признался, как ему удалось получить «разрешение» от Рабейну Хида. Встал тогда Рав города и возгласил: «Благословен Творец, даровавший часть мудрости своей боящимся Его».
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
(Рав Исраэль Спектор «Врата Востока», сайт Цадиким)
Сгулот и Молитвы Рабейну Хида
1. Для благополучной дороги. На его трости, покрытой серебром, которая называлась «макель драхим», была надпись:
יִרְעַ֤ם הַיָּם֙ וּמְלוֹא֔וֹ יַעֲלֹ֥ץ הַשָּׂדֶ֖ה וְכָל־אֲשֶׁר־בּֽוֹ «Прогремит море, и наполнится громом поле и все, кто на нем» (1 Диврей а-Ямим 16:32) – и это Сгула Рабейну Хида для благополучной дороги. Эта трость была украдена, но потом ее вернули.
2. Сгула Рабейну Хида от ожогов – пасук из Биркат Коаним
– «Йеварахэха Ад-най ве Йишмерэха» – 3 раза
– «Йаэр Ад-най панав Элэха ве Хунеха» – 3 раза
– «Иса Ад-най панав Элэха вейасэм лэха шалом» – 3 раза
Теилим 119 и Шир а-маалот по Рабейну Хида
https://silatehilim.com/теилим-119-и-шир-а-маалот-по-рабейну-хида
Молитва Рабейну Хида от аин-ара на арамите
https://silatehilim.com/молитва-рабейну-хида-от-аин-ара-на-арам/
Чтение 119 Теилим по буквам имени – сгула Рабейну Хида
https://silatehilim.com/чтение-теилим-по-рабейну-хида/
Теилим 4 для Парнасы по Рабейну Хида на Аэлет а-Шахар
https://silatehilim.com/теилим-4-по-рабейну-хида/
Седер «Пидьйон нефеш» (выкуп души) по Рабейну Хида
https://silatehilim.com/седер-пидьйон-нефеш-выкупа-души-по-р/
Молитва о мире Рабейну Хида
Инструменты доступности