Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 10 Ава Йорцайт Рабби Дон Ицхак Абарбанель
дни
часы
минуты
секунды
Дон Ицхак бен Йеуда Абарбанель – известный комментатор Торы во время испанского изгнания (1437 Лиссабон -1508 Падуя)
Йорцайт – 10 Ава
Место захоронения – Падуя, Италия
Прямой потомок Дома Царя Давида, Рабби Ицхак был учеником Рабби Йосефа Хаюна.
Титул «Дон» был присвоен ему, когда он занимал пост министра финансов в испанском правительстве. Абарбанель присоединился к беженцам, несмотря на мольбы короля и королевы остаться.
В позднем средневековье ученые члены еврейской семьи Абарбанелей стали советниками королей и принцев. Когда Средневековье сменилось Ренессансом, один из потомков семьи Абарбанелей — раввин Дон-Ицхак Абарбанель — стал настоящим человеком эпохи Возрождения. Ученый, религиозный лидер, филантроп, дипломат, банкир и королевский советник, немногие фигуры в европейской истории могут сравниться по эрудиции и величию с раввином Ицхаком и его заботой о своих собратьях-евреях.
Отец раввина Ицхака, раввин Иуда Абарбанель, был советником местного испанского правителя, короля Генриха, правившего в городе Кастилия. Король Генрих в значительной степени полагался на добрый совет Иуды и сопротивлялся призывам католических лидеров преследовать евреев в своем королевстве. Но относительный мир испанских евреев этого региона был нарушен, когда появился харизматичный популист, проповедующий ненависть к евреям.
Ферран Мартинес, местный монах и королевский исповедник, ненавидел испанских евреев и, не теряя времени, разжигал пламя ненависти в своих собратьях-христианах. Он проповедовал против евреев, а затем водил толпу из города в город, нападая на еврейские кварталы, вламываясь в синагоги и угрожая убить евреев, если они не обратятся на месте. Севилья, Кордова, Толедо и многие небольшие города подверглись нападению толпы Мартинеса, и этот регион начал опустошаться от евреев.
Король Альфонсо назначил Ицхака казначеем королевского двора Португалии.
Раввин Иуда Абарбанель бежал вместе со многими своими соотечественниками, поселившись в соседней Португалии, где его врожденные таланты снова привлекли внимание местных королевских правителей. Иуда стал любимым советником короля Португалии Альфонсо V. Наконец, богатый и обеспеченный, он смог дать хорошее образование своему блестящему юному сыну Ицхаку. Ицхак с легкостью овладел многими языками и преуспел в иудаизме и философии. Ицхак стал раввином, как и его отец. В конце концов, он был вынужден бросить учебу на дневном отделении, когда король Альфонсо потребовал, чтобы он присоединился к своему отцу в работе на королевскую семью, и назначил Ицхака казначеем королевского двора Португалии.
При королевском дворе Португалии
Король Португалии Альфонсо V признал его большие способности и назначил министром финансов и он занимал этот пост до тех пор, пока евреи Испании не были изгнаны из этой страны (9 ав. 5252, 1492).
Раввин Ицхак давал хорошие советы королю и помог Португалии стать более важной и престижной. Он никогда не забывал своих еврейских братьев и всегда искал способы облегчить многие бремена, возложенные на еврейскую общину в часто суровой католической стране. В 1471 году, когда король Альфонсо захватил город в Марокко, он выставил 250 жителей города на продажу в качестве рабов. Раввин Ицхак принялся за дело. Он знал, что изменить мнение короля о продаже будет невозможно, поэтому он предложил свои собственные деньги и собрал дополнительные средства среди португальских евреев, чтобы самому купить рабов, а затем освободить их. В течение двух лет после этого раввин Ицхак лично поддерживал этих 250 марокканских евреев, пока они не научились говорить по-португальски и не устроились на работу и занятия.
Он бежал из Португалии в Кастилию, когда король заподозрил его в участии в восстании против него.
В дополнение к своему основному труду, комментарию к Торе и Пророкам, он написал комментарий к книге Даниэл:я «Майеней а-Йешуа» и две книги о приходе Машиаха: «Машмия Йешуа» и «Йешуат Мешихо».
Эти и многие другие его работы ставят его в один ряд с классическими еврейскими комментаторами Торы и мыслителями. Абарбанель атакует христианское богословие в своих трудах, что в его дни было очень опасным.
Да защитят всех нас заслуги цадика Рабби Дона Ицхака Абарбанеля!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/59-Rabbi-Don-Yitzchak-Abarbanel)
Инструменты доступности