Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 10 Нисана Йорцайт Пророчица Мириам
Пророчица Мириам
Йорцайт – 10 Нисана
Есть традиция, что Шабат hа-Гадоль пришелся на 10-го Нисана. Но так как этот день и день Илулы пророчицы Мириям, то мудрецы решили не привязывать Шабат hа-Гадоль к 10 Нисана, а установили его в Шабат перед Песах.
7 пророчиц было у народа Израиля: Сара, Мириам, Двора, Ханна, Абигайл, Хульда и Эстер. (Мегилла 14а)
Мириам прожила 86 лет до Исхода из Израиля. (Меор Айн) Почему ее звали Мириам?
Из-за горечи Египта. (Седер Олам Рабба 3)
Ее звали Мириам потому, что с ее рождения египтяне начали делать жизнь сынов Израиля горькой. (Ялкут Шимони, Шемот 165)
Еврейскими повивальными бабками были (Исход 1:15) Йохевед и [ее дочь] Мириам. Мириам, которой было только пять лет, пошла с Йохевед, чтобы помогать ей. Она была скора на почтение своей матери и служению Г-споду. (Эйц Йосеф)
Ее вторым именем было Пуа, потому что она давала новорожденным вино и возвращала младенцев к жизни, когда они рождались мертвыми.
Она предстала перед Фараоном и заявила ему: «Горе этому человеку (т.е. Фараону), когда Г-сподь накажет его».
Фараон был в ярости и хотел убить ее, но Йохевед появилась перед ним и сказала: «Будешь ли ты обращать внимание на нее? Она лишь дитя, она не понимает». (Шмот раба 1:13)
Мудрость Бецалеля была заслугой Мириам. Мириам получила мудрость. Она родила Бецалеля, и от нее происходит Давид. (Шемот Рабба 48:4)
До рождения Моше она была пророчицей.
После рождения Моше дар пророчества у нее забрали и отдали Моше. (Мидраш Агадда, Шемот 15:20)
Она предрекала и сказала: «Моей матери суждено родить сына, который спасет Израиль».(Мегилла 14а)
Мириам обучала женщин. (Таргум Миха 6:4) Благодаря Мириам, Израиль нашел колодец в пустыне. (Таанит 9а) Когда бы Израиль не отправился в путь, они не отправлялись, пока Мириам не шла перед ними, так, они все остановились, когда Мириам заболела проказой. (Йалкут Шимони, Ки Тейце 937)
Эфрат (1 книга Хроник) это Мириам. Почему она названа так? Потому что множество женщин шли за ней с цимбалами и танцами. (Исход 15:20) (Шемот Рабба 1:17)
Калев сын Хецрона имел детей с Азуба, его женой, и Йериот. (1 книга Хроник)
Азуба – это Мириам, которую бросили молодые мужчины и не женились на ней, потому что она была больна. (Раши)
Она также зовется Йериот (букв. «покрывала»), потому что ее лицо было белым как покрывало, настолько больна она была. (Раши)
Две жены Хела и Наара. (1 книг Хроник)
Мириам была как две женщины сначала она была Хела (больная), а потом она стала Наара (молодая девочка).
Азуба умерла и Калев женился на Эфрат. (1 книга Хроник 2:18) Мириам, которую звали Азуба и Эфрат заболела проказой, и к ней относились как к умершей.
Калев тоже оставил ее. После ее излечения он снова женился на ней и посадил ее в паланкин для свадебной процессии с большой радостью. Тогда Г-сподь восстановил ее юность, и она родила ему детей. (Шемот Рабба 1:17)
Ее семья
Амрам действовал по совету своей дочери. Когда Фараон приказал: «Каждый рожденный сын должен быть отдан Нилу»(Исход 1:22), он поднялся и развелся с женой, и весь Израиль последовал его примеру.
«Отец, – сказала его дочь, – твой указ более жесток, чем фараонов. Указ фараона направлен против мужчин, когда твой, предотвращающий рождение и дочерей, и сыновей – направлен против мужчин и женщин». (Сота 12а)
Мириам было шесть лет, когда ее отец, услышав ее слова, поставил ее перед Санъедрином.
Они сказали еми: «Амрам это ты, кто запрещает браки, и это ты, кто должен разрешить их».
«Что вы предлагаете?» – спросил Амрам, – «Должны мы снова жениться?»
Они ответили: «Тогда, кто даст об этом знать Израилю?» (Псикта Раббати 43:27)
Амрам взял обратно свою жену и посадил ее в паланкин для женитьбы. Аарон и Мириам пели и танцевали перед ней, радостные, что спаситель Израиля будет рожден их матерью, когда она выйдет замуж за их отца. (Махарша) (Сота 12а; Бава Кама 120а).
Почему Мириам стояла вдалеке, чтобы смотреть, что случится с младенцем Моше? Потому, что она пророчила: «Моя мать родит сына, который освободит Израиль». Когда младенца бросили в Нил, ее мать ударила ее по руке и сказала: «Моя дочь, где твое пророчество?» (Шемот Рабба 1:22).
Когда родился Моше, весь дом был заполнен светом. Ее отец поцеловал ее в руку и сказал: «Моя дочь, твое пророчество сбылось», (Мегилла 14а)
Колодец Мириям
Талмуд учит, что 40 лет скитаний еврейского народа по пустыне сопровождалось 3-мя подарками в заслугу 3-х праведников: в заслугу Моше – был дарован Ман, в заслугу Аарона – Облака Славы, в заслугу Мириям – их сопровождал Колодец воды.
Но после смерти Мириям – колодец воды исчез. Хазаль учили, что хоть Колодец и исчез, но не всегда – он скрылся в водах Кинерета и обладает уникальными свойствами. Известна история о Рабби Хаиме Витале, связанная с Колодцом Мириям:
«Когда я [впервые] пришел к своему учителю святой памяти (Ари), чтобы изучить эту мудрость (Кабалу) под его руководством, он собирался отправиться в Тверию. Он взял меня с собой. Мы сели в лодку, и когда мы плыли [через Кинерет] в точке напротив арок Старой синагоги Тверии, мой учитель окунул чашку в воду и дал мне ее выпить. Он сказал мне, что теперь я смогу постичь эту мудрость [учение Каббалы], потому что я только что выпил воду из колодца Мириам [который находится в Кинерете]. С тех пор я начал проникать в глубину этой мудрости».
Помимо мудрости, эта вода обладает и целительными свойствами. В Мидраш Ваикра Раба (22:4) говорится, что однажды человек, который окунулся в Колодец Мириам был исцелен.
Сегодня Колодец Мириям, как учат Мекубалим, можно увидеть, если подняться на Кевер Имайот в Тверии и посмотреть на Кинерет – в середине озера то место, что будет похоже на сито и есть Колодец Мириям.
Кроме этого есть у этой воды и лечебные свойства. Мидраш (Ваикра Рабба 22:2 и др.) приводит несколько реальных случаев такого излечения, в частности, от слепоты и проказы.
Рабби Хия бар Аба сказал: «Написано об этом: «… что колодец виден над пустыней «Йешимоном». Для тех, кто поднимается на гору Йешимон (к северо-востоку от Мертвого моря), есть шанс увидеть что-то вроде небольшого сита в Галилейском море – и это колодец Мирьям». Рабби Хаим Виталь, ученик Аризаля, дает более точное местоположение для колодца Мирьям: «Когда вы идете по берегу Тиберианского моря по направлению к горячим источникам Тверии, в самой середине пути, в месте, где на берегу моря много пальм, параллельно башне, которая находится на вершине горы – там будет находиться колодец Мирьям».
Сгула
Есть сгула черпать воду из колодцев и источников на исходе Субботы. В это время колодец Мирьям как бы «обходит» все водоемы и есть шанс удостоиться попить этой воды и излечиться от всех недугов. (Рамо к Шульхан Аруху (Орах Хаим 299:10)
Пусть Зхут пророчицы Мириам хранит весь наш народ!
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности