Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103

The event is finished.

Рабби Моше бен Йосеф Шик (1879) – талмид Хатам Софер

Йорцайт – 1 Швата

Место Захоронения – Венгрия

Рав Моше Шик, Рав Хуста, был уникальным представителем своего поколения. Все великие качества, которые мудрецы видели в великих людях Израиля, были найдены в нем. Он был погружен в Тору и в тоже время мудр в путях этого мира. Он говорил правду и судил справедливо. Он был благочестив и смирен, никого не боялся. Он постоянно сидел в шатре для изучения Торы и быстро писал свой ответ; он был ученым и обладал живым умом, его любили и уважали. Он был настоящим князем Торы в своем поколении и притягивал всех, кто спрашивал его о алахе и искал у него совета по своим проблемам.

Рабби Моше родился 21 адара 5567 (1807) года в маленьком городке Резава, Венгрия. Его отец Рабби Йосеф, который жил честно и праведно, умер, когда ему было всего шесть лет. Живой ум Моше давал о себе знать с детства. Он был очень прилежным и всегда пересматривал то, что изучал в школе. К 10 годам он знал наизусть весь Танах и шесть разделов Мишны, а в очень юном возрасте имел репутацию гения необычайных размеров.

 

Прессбург

В возрасте 11 лет он оставил свою мать, чтобы изучать Тору в Йешиве своего дяди раввина Ицхака Френкеля. Он пробыл там три года, вернувшись к матери, зная наизусть несколько трактатов и многочисленные талмудические сюжеты. Затем он решил отправиться в город Прессбург и изучать Тору с Гаоном Моше Софером, автором «Хатам Софер».

Однако, не имея средств арендовать карету для поездки туда, он пошел пешком, переходя из города в город и из деревни в деревню, пока не достиг Прессбурга. Он прибыл за два дня до Йом Кипура, имея на руках всего четыре цента.

После молитвы Мусаф в Йом-Кипур Хатам Софер обычно говорил своим ученикам несколько слов из Торы. Юноша небольшого роста внимательно слушал слова Рава. Затем он неожиданно высказал свое мнение по какому-то вопросу, даже приведя доказательство, полностью относящееся к теме Рава. Внимание Хатам Софера было привлечено тем, что он сказал, и Рав спросил мальчика, как его зовут. Он ответил: «Меня зовут Моше из Резавы». Хатам Софер сказал ему: «Моше, после поста ты будешь есть у меня дома». С этого момента мальчик привязался к своему Раву на всю оставшуюся жизнь.

Он оставался в Йешиве Прессбурга в течение шести лет, за это время он усвоил всю Тору своего учителя Хатам Софера. Хатам Софер сказал, что мальчик благословен и предназначен для величия, относился к нему с большой любовью и радовался его словам Торы.

Вскоре он познакомился со всеми разделами Торы. Его очень любили ученики Йешивы, потому что, помимо его величия в Торе, страха перед Б-гом и прекрасных черт характера, он был смиренным и скромным. У него был мягкий характер и приятный нрав, и все его любили. Он также говорил спокойно и любил каждого еврея.

В возрасте 20 лет он женился на дочери очень богатого человека, раввина Переца Френкеля из города Галитоша. Он жил со своим тестем десять лет, день и ночь изучая Тору. В то время община Ергина искала великого рава и обратилась за советом к Хатаму Соферу. Он ответил: «Если вы ищете гаона и цадика в качестве рава, возьмите раввина Моше Шика».

Рабби Моше оставался в маленьком городке Ергин 25 лет, заботясь об общине, как милосердный отец. Его гений был не только интеллектуальным, но и гением сердца. Ему нравилось делать добро, и он был вне себя от радости, когда ему удавалось помочь кому-то с проблемой.

Однажды к нему пришел крестьянин в тот самый день, когда он получил жалованье за предыдущие три месяца. Теперь этот человек кричал ему, что его жизнь в большой опасности, так как он должен правительственному министру 100 золотых монет (огромная сумма по тем временам) за алкоголь, который он купил у него. Министр пригрозил убить его, если он не заплатит свой долг. Рав приказал еврею передать министру письмо от него, но тот ответил: «Я боюсь, что он убьет меня, не прочитав его!» Рав ответил: «В таком случае отправьте письмо с посланником». Еврей так и сделал, а позже, когда он услышал стук в дверь своего дома, открыл ее и увидел, что министр смеется: «Видимо, ваш раввин очень богат», — сказал он. Как и следовало ожидать, в письме, которое еврей передал министру от рава, были деньги, которые он ему должен.

Рабби Моше довольствовался малым. Он ненавидел коррупцию и избегал подарков.

Однажды он почувствовал, что Шамаш, который обычно приносил ему жалованье, принес больше, чем ожидалось. Он тут же послал за ним и сказал: «На этот раз вы, должно быть, ошиблись с моей зарплатой». Шамаш ответил: «Я не ошибся. Лидеры сообщества решили дать тебе прибавку». Рав отказался принять эту прибавку к зарплате, сказав: «Учителя просили о прибавке несколько месяцев назад, но лидеры общины отказали им в этом, сославшись на то, что у них нет на это денег. Они также не увеличили жалованье даянам или шохетам».

Когда шамаш передал начальникам слова рава, они собрались и решили увеличить жалованье даянам, шохетым, учителям и шамашу. Только после этого Рав принял повышение.

В 5621 (1861) году Рабби Моше был назначен раввином большого города Хурт в Венгрии. В этом растущем сообществе для него открылись новые горизонты. Он открыл большую Йешиву, из которой вышли вожди еврейского народа. Он также следил за «Талмуд-Торой» города и каждую неделю проверял тамошних школьников. В его время в Германии началось движение за реформы, движение, целью которого было разрешить то, что запрещали наши отцы и предки. Раввин Моше Шик написал много ответов, в которых разоблачал злые намерения реформистов. Все еврейские обычаи были в его глазах святы, и он изо всех сил защищал традицию. Когда некоторые люди хотели отменить обычай, когда жених оборачивает невесту своим таллитом под хупой, раввин объяснил ее красоту: «Эта одежда есть знак завета любви пары до смерти, ибо только смерть может разделить их».

Он также боролся с теми, кто менял свои имена, принимая новые, общие для их страны, ибо видел в этой практике опасность для существования еврейского народа. Он часто говорил: «Когда был издан царский указ о том, что все евреи должны получить фамилию, кроме своего святого имени, первый в нашей семье, кто это сделает, сначала не хотел уступать, так как для него это было серьезное дело. Когда ему пришлось взять дополнительное имя, он сказал: «Я буду называть себя Шик, имя, образованное инициалами Шем Исраэль Кадош [имя Израиля свято]».

В Шабат, 1-го швата 5639 года (1879 г.), душа раввина Моше Шика покинула свой мир в святости и чистоте. Величайшие люди его поколения восхваляли его, говоря: «От Моше — Рабби Моше, Хатам Софер — до Моше не возникло никого, подобного Моше».

(https://hevratpinto.org/tzadikim_eng/119_rabbi_moshe_schick.html)

 

Янв 10 - 11 2024
Expired!
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Ноябрь

Неделя 4

Вс 27
Пн 28
Вт 29
Ср 30
Чт 31
Пт 1
Сб 2
Вс 3
Пн 4
Вт 5
Ср 6
Чт 7
Пт 8
Сб 9
Вс 10
Пн 11
Вт 12
Ср 13
Чт 14
Пт 15
Сб 16
Вс 17
Пн 18
Вт 19
Ср 20
Чт 21
Пт 22
Сб 23
Вс 24
Пн 25
Вт 26
Ср 27
Чт 28
Пт 29
Сб 30
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications