Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 1 Тишрея Йорцайт/Илула Бен Азай
Рабби Шимон бен Азай – более известен, как Бен Азай.
Бен Азай и Бен Зома – известные Танаи – не успели получить смиху и почетный титул «раби», и тем не менее, «в те дни не было подобных им в знании Торы» (Раши на Кидушин 49б).
Бен Азай особенно назван выдающимся примером «ученика, достойного хора», обладающего правом независимого суждения в вопросах религиозного права. Бен Азай находился в близком родстве с лидерами школы в Явне. Он передал «из уст 72 старейшин», присутствовавших при этом, галахическое решение, которое было принято в Явне в тот день, когда Элеазар бен Азария был избран президентом вместо Гамлиэля II в тот же день, объявив книги “Коэлет” и “Шир а-Ширим” столь же священными, как и другие Писания.
Главным среди учителей Бен Азая был Йешуа бен Хананья, чьи взгляды он излагал, подтверждал их правильность или защищал от Рабби Акивы. Сам Рабби Акива на самом деле не был учителем Бен Азая, хотя последний иногда называет его так, а однажды даже сожалеет, что не был в более близких отношениях с Рабби Акивой в качестве ученика; и он выразил такое же сожаление в отношении Ишмаэля бен Элиша. В своих галахических мнениях и библейских толкованиях, а также в других высказываниях Бен Азай следует Рабби Акиве.
Благочестие и преданность учебе
Самой выдающейся чертой Бена Азая было необычайное усердие, с которым он занимался и учил Тору. Впоследствии о нем говорили: «Со смертью Бен Аззая умер последний трудолюбивый человек». Более поздняя традиция говорит о ревностных занятиях Бен Аззая и Рабби Акивы (со ссылкой на Пс. 113:8), что их способность восприятия была твердой, как скала; но поскольку они так усердно занимались, Б-г открыл человеку вход в Тору, так что Бен Азай мог объяснить в алахе даже то, чего не понимали школы Шаммая и Гиллеля. Любовь к учебе побудила Бен Азая остаться холостым, хотя сам он проповедовал против безбрачия и даже был обручен с дочерью Рабби Акивы, которая годами ждала, когда он женится на ней, как ее мать ждала Акиву. Когда Элеазар бен Азария упрекнул его за это противоречие между его жизнью и его учением, он ответил: «Что мне делать? Моя душа с любовью цепляется за Тору; пусть другие способствуют сохранению расы».
Еще одной характеристикой Бен Азая была его большая набожность. Было сказано: «Тот, кто видел Бена Азая во сне, сам на пути к благочестию».
Благодаря этому благочестию он мог без вреда для своей души посвятить себя теософским размышлениям, когда он вместе с Бен Зомой, Элишой бен Абуя и Рабби Акивой, вошли в Пардес (четверо вошли в сад) эзотерическое учение.
Предание говорит о нем: «Он созерцал таинства сада и умер; о нем Писание говорит: Драгоценна в очах Б-жьих смерть его благочестивых».
В отношении этого стиха сам Бен Азай учил, что Б-г показывает благочестивым в час их смерти ожидающие их награды. Дошли до нас и другие его высказывания о смертном часе. Согласно традиции, не совсем достоверной, Бен Азай был среди первых жертв преследований при Адриане; поэтому его имя находится в списке десяти мучеников.
Репутация
Посмертная слава Бена Азая была необычайной. Величайшая Амора Израиля – Рабби Йоханан и величайший Амора Вавилонии – Рав, каждый сказали, чтобы отметить свой авторитет, как учителей Закона: «Вот я Бен Азай».
Имя Бен Аззай употребляется в том же смысле великими вавилонскими аморами Абая и Раба.
Агадическая легенда из Израиля повествует о нем следующее:
Однажды, когда Бен Азай толковал Писание, вокруг него вспыхнуло пламя, и на вопрос, изучает ли он таинства «Колесницы Б-га», он ответил: «Я нанизываю, как жемчуг, слова Тора на слова пророков, а слова пророков на слова агиографов, и поэтому слова Торы радуются, как в тот день, когда они явились в пламени Синая».
Учения
Сохранились многие учения Бен Азая, как с библейским основанием, так и без него. Два из них были включены в «Пиркей Авот». После высказывания Бен Азая в начале третьей главы “Дерех Эрец Рабба” – эта небольшая книжка (которая изначально начиналась с этой главы) называется «Перек Бен Аззай».
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности