Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 25 Кислева Йорцайт Яаков Эттлингер – «Арух ла-Нер»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Яков бен Аарон Эттлингер (1798 – 1871) – «Арух ла-Нер» – был немецким раввином, а также одним из лидеров ортодоксального иудаизма.
Йорцайт – 25 Кислева
Место захоронения – Альтона, Германия
Эттлингер родился в Карлсруэ, Баден, и умер в Альтоне, Пруссия. Раннее образование он получил от своего отца Аарона, который был Клаусраббинером (раввином небольшой синагоги) в Карлсруэ. Аарон также был признанным знатоком Талмуда, посвятившим себя Каббале.
Затем он отправился учиться к раввину Карлсруэ, Раввину Ашеру Валлерстайну, сыну знаменитого Шаагат Арье. Валлерстайн также был главным раввином всего герцогства Баден. Эттлингер оставался его учеником до 18 лет.
Эттлингер завершил свое талмудическое образование в Йешиве Авраама Бинга в Вюрцбурге, в одном из самых значительных центров Торы в Германии. Там он учился в Вюрцбургском университете, в основном изучая философию. Таким образом, он был одним из первых немецких раввинов, получивших академическое образование. Однако следует отметить, что никакой формальной степени он так и не получил.
В 1826 году он был назначен крейсраббинером (районным раввином) Ладенбурга с резиденцией в Мангейме. Эту должность он занимал до тех пор, пока не сменил Акиву Исраэля Вертхаймера на посту главного Раввина Альтоны.
В его Йешиве обучалось очень много студентов, которые стали лидерами своего поколения. Рав Шимшон Рафаэль Гирш был его учеником в Мангейме, а Азриэль Хильдесхаймер — в Альтоне. Пятеро из его зятьев стали выдающимися ортодоксальными раввинами: Йозеф Исааксон из Роттердама, Саломон Кон из Шверина, Исраэль Меир Фрейман из Острово, Моисей Леб Бамбергер из Киссингена и Маркус Мордехай Горовиц из Франкфурта.
Он был последним немецким раввином, исполнявшим обязанности гражданского судьи. Против его воли датское правительство, к которому тогда принадлежал Альтона, отменило это право Альтонского Раввина в 1863 году.
Эттлингер стал одним из самых ярких противников движения раннего реформистского иудаизма и возглавил протест 173 раввинов против Брауншвейгской конференции 1844 года.
Типичную историю рассказывает Авраам Гейгер, который познакомился с Эттлингер, будучи студентом в 1829 году. На школьном экзамене учитель сказал, что братья Йосефа вели себя не по братски, после чего Эттлингер с негодованием упрекнул его за то, что он плохо отзывался о двенадцати коленах Израиля.
Отношение к Каббале
Эттлингер выразил положительный взгляд на каббалу, о чем можно судить по его первой работе «Биккурей Яаков». В предисловии Этллингер объясняет, что он выбрал это название, потому что оно имело числовое значение Яаков и Рахель, которые мистически представлены в законе Сукки, о котором идет речь в книге. Похожая вера в доктрины Каббалы выражена в проповеди, в которой он призывал к раннему захоронению, поскольку, пока тело остается не погребенным, злые духи имеют над ним власть.
В одной тшуве он ответил Раввину Цви Хиршу Калишеру, который пытался заручиться поддержкой своего движения за строительство Третьего Храма и принесение там жертвоприношений. Эттлингер выразил решительным протестом. Среди его аргументов было то, что большинство жертв в любом случае недействительны. Эттлингер утверждал, что, поскольку Мишна утверждает, что для того, чтобы жертва была действительной, она должна быть принесена с намерением обеспечить «запах», любая жертва, принесенная в период изгнания, будет автоматически признана недействительной, поскольку Тора ясно заявляет, что Б-г заявил, что больше не будет «вдыхать» «запах» подношений в эпоху изгнания.
В знаменитом споре о машинной маце Эттлингер постановил, что машинную мацу можно использовать на Песах. Тем не менее, он установил, что края мацы должны быть обрезаны, чтобы она выглядела круглой, как традиционная маца.
Арух ла-Нер
Книга Эттлингера «Арух ла-Нер», состоящее из новелл ко многим талмудическим трактатам, изучается в Йешивах по всему миру. Скорее всего, это связано с «жесткой интеллектуальной дисциплиной и детальным анализом талмудических источников», которые являются отличительной чертой этой работы. Его широко цитируют такие Равы, как Эльханан Вассерман, Борух Бер Лейбовиц и Реувен Грозовский.
В своем завещании Эттлингер просил, чтобы его не называли «цадиком» (праведником) и чтобы надпись на его надгробии содержала только названия его произведений и указание количества лет, в течение которых он был раввин Альтоны. Он также попросил, чтобы четыре смертных наказания (забивание камнями, сожжение, обезглавливание и удушение) символически были применены к его телу.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
Инструменты доступности