Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 3 Ияра Йорцайт Рабби Ишайя бен Моше Керестир
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Иешайя (Шаеле) бен Моше Штейнер ми-Керестир
Йорцайт – 3 Ияра Место захоронения – Венгрия, Bodrogkeresztúr, Sipos köz 3, 3916 Телефон: +1 718-930-4859 (лучше заранее созвониться, если поездка не в Йорцайт)
Телефон: +1 718-930-4859 (лучше заранее созвониться, если поездка не в Йорцайт)
Реб Иешайя (Шаеле) Керестирер был Талмид «Диврей Хаим» из Цанза и «Ах При Тевуа» из Лиски.
Был известен, как Бааль Мофет (чудотворец). Его фотография – одна из самых популярных в мире.
Он жил более 100 лет назад и был большим праведником. Такие мудрецы, как Рабби Иссахар Дов из Белза и Рабби Меир Мидворна свидетельствовали о том, что Рабби Ишайя ми-Керестир имел особую связь с Шамаим.
Цадиким и Адморим, жившие в его время, отправляли всех нуждающихся для благословения в Парнасе, в Керестир. Именно там, с помощью Цадика, многие евреи нашли ключ к стабильной жизни.
Хасиды вместо конфет
В Субботу своего подъема к Торе перед Хупой он отправился к своему Ребе Мордехаю из Надворны. И перед «беаварпин» (бросанием сладостей в жениха) праведник сказал ему: «В тебя некому бросать конфетами, поэтому я буду бросать в тебя хасидов», и его святое обещание исполнилось сполна, так как за эти годы у нашего раввина были сотни и тысячи хасидов.
Браха Ребе из Цанз
Когда, после смерти своего учителя Ребе из Лиски он пришел в Цанз на Шаббат, он, как обычно, сидел в уединенном месте, спрятавшись среди утвари. Но невозможно было скрыться от святых глаз раввина Хаима из Цанза, и он громко заявил:
«Исшайя, Ким Ариф!» (Ишайя, взойдет на вершину), – сказал Диврей Хаим.
С величайшей скромностью, уткнувшись лицом в землю, Рав Шаеле поднялся во главе стола, и Ребе из Цанз преподнес ему миску с большим куском «кугеля», громко провозгласив: «У тебя есть Кугель, чтобы ты мог распределить его между всеми евреями». Это заявление имело вечное значение, и так оно и было, с тех пор Реб Шаеле кормил евреев.
Когда Ребе из Лиска назначил Шаеле раздавать халы за столом, он говорил: «Когда Ишайя раздает халы, благословение пребывает на них». Праведник сказал, что еще в юности по тому, как он раздавал халу, было видно, каким он станет раввином.
Ребе Шаеле следовал обычаям своего Рава Цви Гирша из Лиски на протяжении всей своей жизни. Его обычаем было давать больным кусочки сахара для исцеления и удачи. Известно, что хасиды говорили, что он унаследовал коробку сахара от своего праведного раввина из Лиски, и из этой коробки он раздавал кубики сахара. Когда коробка заканчивалась наполовину, он добавлял свои кусочки сахара, смешал их со старыми, и таким образом они никогда не заканчивались.
В Керестире, куда его направил Рав Хаим из Цанза, началась новая жизнь Ребе Шаеле. Здесь он довел мицву «Ахнасат Орхим» (гостеприимства) до высочайшего уровня. Вместе со своей праведной спутницей жизни, Ребецен Сарой, они построили дом, который был подобен дому нашего праотца Авраама, открытый со всех четырех сторон света для всех проходящих мимо.
И действительно, со всех сторон стекались к дому Рава, который стал пристанищем для бедных, голодных и всякого гостя, случайно проходящего мимо.
Ребе говорил с улыбкой, что у него три вида гостей: «Гости, убегающие и топчущие». То есть почетные гости, приезжавшие в дом на день-два или больше. Спасаясь от ужасов королевства, люди приходили искать убежища в его тени, чтобы провести ночь или неделю под сенью его крыши. И виноделы из соседнего города-виноградарей – Токай приезжали, чтобы поесть и переночевать в удобной постели.
Простые люди чувствовали себя здесь желанными гостями. Трудолюбивые рабочие, бедняки и нищие были членами семьи круглый год.
Когда еврей входил в дом, его приветствовали с миром, предлагали буханку хлеба и сердечно приглашали вымыть руки перед сытной трапезой. На протяжении многих лет тысячи евреев обедали за его столом по субботам и праздникам. В Керестире было обычным явлением, что бедные родственники мужа приезжали в город, чтобы отпраздновать свадьбу своих детей в Бейт-Мидраше Ребе. Рав Шаеле встречал, устроив кидушин, он оплачивал все огромные расходы на трапезы для сотен гостей из своего кармана. Кроме того, Ребе давал большую сумму денег и жениху. Также и с обрезаниями: бедные люди, у которых был сын, совершали обряд обрезания в святом дворе Керестира. Ребе удостаивался быть сандаком и все расходы на обрезание оплачивал сам. После Биркат Амазон Ребе подходил к отцу сына и тихо давал ему большую сумму на расходы по воспитанию сына.
Раввин Йешайя никогда ничего не просил взамен от тех, кто ел за его столом, но он сам и атмосфера дома – святости и чистоты – делала свою работу – каждый, кто видел его сияющее лицо, хотел стать лучше и чище.
Хасидский двор Рава Шаеле был сосредоточен исключительно на добрых делах по отношению к евреям. В отличие от других известных Равов, Рав Шаеле поклонялся своему Создателю, стоя у духовки во время приготовления пищи, чтобы кормить голодных евреев. Сотни тысяч евреев направлялись в сторону его дома, чтобы быть спасенными его благословениями, которые производили шум на Небесах и вызывали чудеса на земле. Однажды (впрочем, как всегда) на праздник на трапезу на столе разместили гигантскую халу, завернутую в большую белую скатерть, и с обеих сторон поставили 2 подсвечника с зажженными свечами. Рассказывают о госте из Израиля, который оказался там впервые и не был знаком с обычаем, и он был напуган до смерти, когда увидел «покойника», лежащего на столе, окруженного свечами. Только после того, как Ребе взял его за руки, поднял скатерть и показал халу, человек успокоился.
Сеуда «Мальва малка» в Керестире была известна по всей стране, и на нее стекались люди со всех уголков страны. И даже издалека. Зимой, когда Шаббат завершался рано, хасиды садились в экспресс «Шанзель Цуг» после Авдалы, и, даже если они прибывали в Крестир к полуночи, они никогда не опаздывали. В субботние вечера все дороги, ведущие в Крестир, были заполнены повозками, нагруженными евреями, направляющимися к раввину Йешайле.
Что напомнило мне паломников в Иерусалиме. Разница была в том, что они приехали в Крастир с пустыми руками и голодные, а уехали сытые, полные денег и благословений…
Его сын, раввин Авраамле, занял его место и скончался менее, чем через два года после смерти отца, 16 Адара, а его внук, раввин Меир Йосеф Рубин, занимал его место в течение двенадцати лет, пока не был убит проклятыми нацистами в Освенциме 16 сивана 1944 года.
На смертном одре, когда чистая душа Рабби Шаеле собиралась покинуть тело и воспарить на Небеса, его семья и близкие друзья спросили раввина: «Что будет? Что мы будем делать без тебя? Мы получили столько спасений благодаря тебе, что же будет дальше?»
Рабби Йешайя из последних сил сел на подушку, прислонился к изголовью кровати и со всей силой пообещал: «Если вы продолжите совершать добрые дела, как я делал это при жизни, спасение также будет приходить с Небес».
Ключ от Парнасы
Как получилось, что «Ключ к хорошей Парнасе» был передан в руки Ребе Шаеле, как его ласково называл народ?
Гдолей а-Дор его поколения говорили, что он совершает эту мицву в совершенстве! «Бейт Авраам» из Слонима сказал одному из своих хасидов, когда он собирался уезжать от него: «На обратном пути домой остановись в городе Керестир, и ты увидишь уникального Цадика, который достиг самых высоких уровней святости просто в результате своего полного Месират Нефеш для Бней Исроэль»!
Любой человек с серьезной проблемой, связанной с парнасой, зивугом, здоровьем … если он обращался к Цадику Ребе Шаеле, у него — происходили сверхъестественные чудеса.
Ребе Шаеле заключил сделку Ашем Йитборах:«Рибоно Шел Олам», — сказал он Творцу, — «Я сделаю больше, чем смогу, чтобы обеспечить голодных и несчастных, и Ты, יביוכל, сделай больше, чем сможешь, чтобы помочь мне быть в состоянии прокормить их всех».
И вот, Ребе Шаеле удавалось обеспечить всех, даже порой способами, превосходящими природу. Те, кто помогал ему готовить еду, с благоговением рассказывают, что они готовили еду с ограниченным количеством продуктов, которые были в доме, и всегда было достаточно еды, чтобы накормить всех, независимо от того, сколько людей пришло сесть за его столы.
Явное чудо
Однажды, когда группа хасидов прибыла во двор Ребе Шаеле, Рабейну велел всем накрыть стол для этой группы. Один из его помощников с тревогой сказал ему: «В кастрюле почти не осталось супа. Что нам делать»? Ребе Шаеле взял ковш, немного помешал в кастрюле и сказал: «Почему вы говорите так, вот достаточно для всех». Тот же самый помощник подошел и посмотрел в кастрюлю — она была почти полна до краёв. Это было явное чудо.
В Моцей Шабат Ребе Шаеле брал горшок с чулана и раздавал еду всем, кто просил. Он продолжал кормить людей, и содержимое горшка никогда не заканчивалось, пока в комнате не оставалось голодных.
Когда Ребе Шаеле был очень болен и собирался покинуть этот мир, он призвал одну из женщин из общины, которая нуждалась в помощи. Когда она подошла к нему, он пообещал ей, что позаботится о ней при условии, что она позаботится о том, чтобы у всех, кто присутствовал на его похоронах, было достаточно еды и питья. Это было то, о чем он беспокоился в тот момент, когда собирался покинуть свой земной дом. Женщина исполнила его последнее желание, и она была обеспечена до конца жизни.
Сгула для Парнасы — Тфила Бааль Мафтиах Парнаса
3 Ияра Ребе Шаеле покинул этот мир. Он сам был тем, кто отдавал себя всего в Гмилут Хасадим — и перед уходом из этого мира просил: «будьте моими партнерами в Гмилут хасадим и я буду молиться, чтобы открыть для вас врата Парнасы»!
В его руках Ключ от Парнасы. Цадиким написали Особую Тфилу бе-Йом Илула Ребе Шаеле Ми-Керестир, которая принесла много Йешуот по всему миру. Это «Тфила Бааль Мафтиах Парнаса».
Тфила Бааль Мафтиах Парнаса
Рибон hа-Оламим, ата hу гадоль hа-эца ве-рав hа-Илула ашер эйнеха пекухот аль коль даркей бней адам латет ле-коль эхад ве-эхад дей парнасато ве-дей махсоро венатато лану цадикей эмэт hа-машпиим леврийотеха сова хаим вебраха, вешефа, кодеш, вебрахамеха hа-рабим натата беоламейну ат Рабби Иешайя бен Рабби Моше захур цадик ле-враха, ки hу hамашбир леколь ам hа-арэц увеядо hифкадта мафтеах шель Парнаса.
Веhинэ бати лефанеха бе-йом ани авдэха (имя и имя мамы) леhитханен велаамод лефанеха велевакеш рахамим бейома деилула кмо шеамар Раби Хама бар Ханина гедолим цадиким бемитатам йотер мивхaйеhем лаасот иману каашэр бахаим hейотам веаф йотер, шебезхут haцадик haкадош haзе тазмин ли велеколь бней бейти парнаса беревах увекалут бело амаль мерубэ, ветакель меалейну эт келалат hаадам ha-ришон безеат апеха тохаль лехем ки каше алейну haдавар меод, велефанеха Адон haнифлаот эйн коши вемеакев клаль милазун атану бело торах гадоль.
Азрени на рибон hа-оламим ha-зан эт ha-Олам куло бе-хен бе-хесед ве-берахамим шетаспик ли велеколь бней бейти коль царкену бехaэй алма бейн бе-мазон бейн белевуш бейн бедира бейн бехоль давар шейаво лефанеха веаль эцтарех литоль мидей басар вадам аф беторат haлваа, ки им ми-ядэха hамелеа haпетуха haкдоша веhарехава йушпа лану шефа гадоль беколь эт кефи ма шеництарех ло веаль йехсар ло ли вело леми меаншей бейти давар миколь цорхейну ад олам.
Aнa асэ ими цедака вехесед безхут шеасса Цадик Рабби Иешайя бен Рабби Моше им амха Исраэль, ветарбе леханени бемида това вемирба, веаль тешивену рейкам бевоэну лаасот тахануним лефанеха ветвархени бераха шлема ки ата шомеа тефила.
Перевод
Владыка Мира! Ты Велик в Своей Мудрости и Славе, и глаза Твои открыты и взирают на пути всех людей, чтобы дать каждому то, что ему необходимо и то, чего ему не хватает. И ты дал нам истинных праведников, которые приводят созданиям твоим достаток, жизнь, и благословение, и изобилие, и святость. По великому Милосердию Твоему Ты дал этому миру Рабби Иешайя бен Рабби Моше, потому что он даёт изобилие всему народу, и в его руки Ты вложил Ключ Достатка.
И вот я пришёл пред Тобой сегодня, я раб Твой (имя плюс имя мамы), умолять, стоя пред Тобой, и просить милости в день илулы, как сказал Рабби Хама бар Ханина: “После смерти праведники являются еще более сильными заступниками за нас, чем при жизни”, – поэтому в заслугу этого святого праведника пошли мне и всем моим домочадцам достаток, но без тяжёлого труда, и облегчи нам проклятие Первого Человека “в поте лица будешь есть хлеб свой”, потому что это очень тяжко для нас, а для Тебя, Чудотворец, легко питать нас без большого труда.
Помоги мне пожалуйста, питающий весь мир Добротой и Милосердием Своим, и дай мне и всем домочадцам моим всё, что нам необходимо в материальном мире – пропитание, одежда, жилье и все, что может понадобиться, чтобы не пришлось мне просить у смертных, но только от Твоей Десницы полной и щедрой, и питающей приходило нам великое изобилие всегда, когда мы будем нуждаться в этом, и пусть не будет недостатка ни в чем – ни у меня, ни у моих домочадцев.
Пожалуйста поступи со мной по Милосердию и Истине Твоей в заслугу того, что совершил праведный Рабби Иешайя бен Рабби Моше для народа Твоего Израиля, многократно прощай меня, не оставляй без ответа наши мольбы, и благослови меня полным благословением, ведь Ты Слышащий Молитву.
Сгула от мышей
Портрет Рабби Шаеле ми-Керестир — сгула против мышей. Ребе пообещал, что ни один дом или здание, где находится его портрет, не будут страдать от мышей.
(https://kerestir.org.il/?lang=en)https://silatehilim.com/13540-2/)