Дан бен Яаков Авину ве Бильга Имейну – глава 1 из 12 колен.
Йорцайт – 9 Элула
Место захоронения – Бейт Шемеш, Эштаоль
Дан бен Яаков Авину (2195—2320 гг.) — пятый сын праотца Яакова; один из родоначальников народа Израиля.
Родился в Харане 9 Элула 2195 года (Берешит 30:5—6; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар).
Он был первенцем Бильги, служанки Рахели, которую Рахель дала в жены Яакову (Берешит 30:3—4).
Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).
Женился на моавитянке Афлалат, дочери Хамудана (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). В течение долгих лет у них не было детей, а затем родился единственный сын, которого назвали Хушим; у него было и второе имя — Шухам (Берешит 46:23; Бемидбар 26:42, Раши; Сефер аяшар, Вайешев). Согласно большинству версий, именно Хушим убил Эсава, который препятствовал погребению Яакова в пещере Махпела (Сота 13а; Сефер аяшар, Ваехи; Ялкут Шимони 162). А по версии некоторых комментаторов, Хушим лишь ранил Эсава, но смертельный удар нанес ему Йеуда (Тосафот, Гитин 55б).
Дан умер в Египте в 2320 году /1440 г. до н.э./ в возрасте 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Саркофаг с его телом был вынесен из Египта его потомками в день исхода, а после завоевания земли Израиля погребен в наделе его колена — в городке Эштаоль (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).
И хотя всё колено потомков Дана происходило от его единственного сына, тем не менее, оно стало вторым по величине после колена Йеуды, и при выходе из Египта насчитывало шестьдесят две тысячи семьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:38—39), а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи четыреста (там же 26:42—43).
К колену Дана относился искусный мастер Оолиав, сын Ахисамаха, который был ближайшим помощником Бецалеля при изготовлении Шатра Откровения и всех его принадлежностей (Шмот 31:6).
Стан Дана располагался к северу от Шатра Откровения, и выступал в путь последним, помогая в дороге ослабевшим и отстающим (там же 2:25—31, 10:25, Даат зкеним). Знамя колена Дана было цвета сапфира, и на нем — изображение змеи (Бемидбар раба 2:7). Ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «…Будет Дан змеем на дороге» (Берешит 49:17). В этих словах содержался намек на потомка Дана, судью Шимшона, возглавлявшего борьбу народ Израиля против филистимлян (Шофтим 13:1—16:31), — он будет разить врагов подобно могучему змею (Ункелус, Берешит 49:17).
При разделе земли потомки Дана получили надел у Средиземного моря, в центре страны, в районе городов Яффо и Бней-Брак. Но кнаанцы, прежде населявшие эту землю, сумели вытеснить их с предназначенного участка. И тогда потомки Дана ушли на север страны, где отвоевали у финикийцев крупный город Лешем, называемый также Лаиш. Они поселились в нем, назвав этот город «Дан» — в честь основателя своего колена (Йеошуа 19:40-48; Шофтим 1:34, 18:27—29).
В 2964 году /796 до н.э./ еврейское государство раскололось на два царства: южное — Иудея и северное — Израиль, к которому отошло колено Дана. И чтобы евреи из северных колен перестали совершать паломничество в Иерусалимский Храм, царь Израиля Яровам установил в Дане золотого тельца (I Мелахим 12:27—29). И тогда, согласно преданию, часть колена Дана восстала против царя-идолопоклонника, а затем бежала в Египет, позднее поселившись еще южнее — в стране Куш (Эфиопия). Впоследствии, после изгнания десяти северных колен, к потомкам Дана присоединились также беженцы из колен Нафтали, Гада и Ашера, и вместе они создали там еврейское государство (Сефер Эльдад аДани; Седер адорот).
В 4640 году /ок. 880 г. н.э./, через полтора тысячелетия после изгнания северных колен, еврейские общины Вавилона (Ирака), Северной Африки и Испании посетил путешественник из страны Куш р. Эльдад а-Дани, который, по его словам, принадлежал к колену Дана. Он рассказал, что эти четыре колена до сих пор живут в независимом государстве — «на них нет ярма других народов, но только — ярмо Торы». У них есть весь Танах, но они не читают «Свиток Эстер» в Пурим, поскольку не были свидетелями того чуда. Им неизвестны имена мудрецов Мишны и Талмуда, а все законы Устной Торы они передают так: «Сказал Йеошуа бин Нун от имени Моше, услышавшего из уст Б-га». У них есть суд Торы, который уполномочен приговаривать даже к четырем видам смертной казни. Они говорят только на святом языке (иврите) (Сефер Эльдад аДани; р. Менаше бен Исраэль, Миквэ Исраэль 28—29; Хипус асерет ашватим с. 1—15).
На свидетельства Эльдада а-Дани ссылались такие выдающиеся мудрецы Торы, как р. Хисдай Ибн Шапрут, р. Моше Даршан, р. Авраам бар Давид (Раавад), р. Давид Кимхи (Радак), р. Авраам, сын Рамбама и многие другие (Миквэ Исраэль 28; Энциклопедия левейт Исраэль т. 2). Рассказ об его путешествии был впервые опубликован на святом языке в 5240 году /1480 г./, а затем многократно переиздавался, в том числе и на других языках: на латыни, на арабском языке, на языке идиш и т.д. (русский перевод этой книги был включен в издание «Три еврейских путешественника. Бениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад аДани», СПб, 1881).
Через три века после р. Эльдада а-Дани другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из испанского города Туделы засвидетельствовал в своей книге Сефер амасаот, что обнаружил в персидской провинции Нашпур еврейское государство, населенное представителями колен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали, — и возможно, речь идет о той части колена Дана, которая была изгнана ассирийцами вместе с остальными северными коленами.
В 5593 /1833/ году удалось обнаружить еще одну нить, ведущую к потомкам колена Дана, когда глава иерусалимской общины р. Исраэль из Шклова направил своего ученика р. Баруха из Пинска на поиск «десяти потерянных колен», часть из которых обитала, по имеющимся сведениям, в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. Достигнув столицы Йемена Саны, р. Барух отправился вглубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, действительно, обитали потомки колена Дана. В пустыне экспедиция р. Баруха встретила пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан, но лишь согласился передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова. Вскоре р. Барух был убит по приказу имама Йемена, и едва наметившаяся связь оборвалась (Везэ шаар ашамаим с. 229—230; Хипус асерет ашватим с. 183—184).
В 5733 /1973/ году главный сефардский раввин Израиля Рав Овадья Йосеф вынес алахическое постановление, в котором признал эфиопское племя фалашей, соблюдавшее до наших дней многие законы Торы, потомками колена Дана, и призвал всячески способствовать их возвращению на Святую Землю — но далеко не все авторитетные законоучителя поддержали это решение. В последующие годы большинство представителей этого племени было репатриировано в Израиль, где они прошли «гиюр из сомнения» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 17, с. 141).
(Tzadikim.com)