Еврейская психосоматика – связь зубов с духовными проблемами
У человека 32 зуба.
Есть 32 пути мудрости – знание всей Торы, ведь Тора начинается на букву “бет”, а заканчивается буквой “ламед” = לב = “лев” (сердце). Число 32 – гематрия слова “лев” (сердце).
Зубы связаны со сфирот “Нецах” и “Од” – источниками пророчества. (Раби Нахман из Бреслава “Сказочные истории”)
В слове שניימ “шинаим” (зубы) содержится намек на – שינון “шинун” (зубрежка, заучивание) и на слово בינה “Бина” (понимание, разумение).
32 зуба, по мнению каббалистов, – указание на 32 пути Мудрости, ведущие к Пониманию (сфира Бина). (М. Глазерсон “Тайна Пасхальной Агады”)
Хорошо известно высказывание наших мудрецов «не удаляй зуба» (Псахим, 113а), и кое – кто из хасидов ссылается в этом вопросе на Рабби Гилеля из Парича, который не позволил удалить себе ни одного зуба. Человеческий организм с талмудических времен претерпел много изменений и, медицинские советы, содержащиеся в Талмуде, необязательно применимы в наши дни – более того, запрещено даже прибегать к ним, как сказано в Ликутим (завершающий раздел Маарил).
Проблемы с зубами – это нередко признак нерешительности, неумение принять решение.
Ведь зубы – это то, с помощью чего мы пережевываем пищу.
Если перевести это в плоскость идей, то проблемы с зубами – это неумение “пережевывать” (пережевывание – это начало обработки “пищи” – информации), а значит неспособность правильно воспринимать (обрабатывать) идеи и события для принятия нужного решения.
Сгулот для сохранности зубов:
– тщательность в исполнении заповеди «Благословение луны».
– посмотреть на зубы праведника.
С этой сгулой связана одна история. Хасид Любавичского Ребе Цемах-Цедека очень страдал от зубной боли и пришел к Ребе спросить совета. Цемах-Цедек открыл рот и показал, насколько испорчены его собственные зубы: мол, чем я могу тебе помочь? Однако, когда хасид вышел от Ребе, то обнаружил, что зубы у него больше не болят. Один из знающих людей открыл ему: сгула от зубной боли – посмотреть на зубы праведника. (журнал “Лехаим”)