9 Ава – Йорцайт Раби Яаков-Ицхак бар Авраам-Элиэзер Гурвиц–Хозе из Люблин.
Известный больше, как «Провидец из Люблина», Раби Яаков Ицхак был хасидским Ребе в Польше.
Он был учеником Магида из Межерича, затем продолжил учебу у Раби Шмельке из Никольсбурга и Раби Элимелеха из Лиженска.
Некоторое время он жил в Ланцуте, а затем перебрался в Люблин.
После того, как Яаков Ицхак перебрался в Люблин, тысячи хасидов съезжались туда, чтобы учиться у него. Среди его учеников были такие светила хасидизма, как Ид а-Кодеш («Святой еврей»), Раби Симха Буним из Пшисха, Раби Меир из Апта, Раби Давид из Лелова, Исмах Моше, Раби Цви Элимелех из Динов, Раби Нафтали Цви из Ропшица, Маор Вашемеш и Сар Шалом из Бельца.
Хозе из Люблина также завоевал репутацию чудотворца.
Его ученики говорили, что он мог сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее тиккун на каждой стадии реинкарнации. Ученики Хозе из Люблина писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.
Во время пребывания в Люблине, Яакову Ицхаку противостоял известный талмудист Раби Эзриэль Горовиц, известный под прозвищем «Ди айзерне коп» (железная голова – на идиш).
Хозе из Люблин был прямым потомком Шла а-Кадош, а его дед по материнской линии, Раби Яаков Коппель Ликовер, также был известным Равином и современником Бааль Шема.
В тот день, когда он умер, 15 июля 1815 года (9-го Ава 5575 года), он предсказал, что через 100 лет с этого дня (согласно еврейскому календарю) русские потеряют власть над Польшей.
И так было до даты 20 июля 1915 года (9-го Ава, 5675 года по еврейскому календарю) – австрийцы завоевали Люблин, и пророчество Хозе было отмечено в польских газетах.
Провидец из Люблина считал поход Наполеона на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны Гога и Магога и хотел, чтобы цадики объединили свои усилия для прихода Машиаха.
Он пострадал в результате падения из окна на Симхат-Тора и почти год спустя умер в Тиша-Б’ав от травм, связанных с этим падением.
Хозе из Люблин похоронен на Старом еврейском кладбище в Люблине.
Пусть Зхут Цадика Раби Яакова Исаака Горовица защитит всех нас.
(Tzadikim.com)
Как рассмешить ангелов
Однажды два хасида Люблинского Провидца решили навестить своего учителя. Денег у них было только на половину дороги, но они решили положиться на волю Всевышнего — как-нибудь доберутся…
В общем, извозчик довез их в аккурат до места, до которого было заплачено, а дальше предложил прогуляться пешком. Тогда один из хасидов и говорит своему товарищу:
— Слушай, у тебя вид представительный, капота (верхняя одежда хасидов) новая. Давай пойдем в ближайшую деревню, там найдем еврея-арендатора, и я ему представлю тебя как рава-чудотворца. А сам назовусь твоим шамесом (служкой). Ты дашь ему какие-нибудь благословения, а он за это нас покормит и подбросит денег на дорогу до Люблина.
Так и поступили. Добрались до ближайшей деревни, там спросили, где еврейская корчма. Хасид, выглядевший попроще, побежал вперед, а важный «ребе» пошел за ним.
Видимо, хозяин корчмы увидел их из окна, потому что неожиданно он выскочил из дверей навстречу, осыпая парочку хасидов страшной бранью.
— Уважаемый еврей, почему ты нас ругаешь? — удивленно спросил хасид, изображавший служку.
— Мы видим тебя в первый раз, ты, судя по всему, тоже нас никогда не встречал — что тебя так разозлило?
Хозяин корчмы немного успокоился и продолжил «беседу» более спокойным тоном:
— Вот уже 10 лет, как я женат — но Г-сподь еще не благословил нас ребенком! Я обращался к самым разным равам-чудотворцам, заплатил им кучу денег — но ни один из них так и не смог мне помочь! Я вижу, что вы тоже из числа этих мошенников?!
— Что вы! — ответил «служка».
— Таких равов, как мой рав, не найти больше на целом свете! Уж если он не сумеет помочь — то вообще никто в мире не поможет!
— Да? — задумался корчмарь. — А я уже даже к Провидцу из Люблина ездил — ничего не помогает… Ладно, попробую в последний раз! Заходите — угощу вас, дам денег на дорогу! Только чтоб помогло!
Солидный хасид, изображающий чудотворца, попросил кусок пергамента, перо и чернила и написал то, что он назвал «амулетом», после чего друзья переночевали под крышей нервного трактирщика, а наутро отправились в Люблин.
Поездка прошла как обычно — беседы с ребе, хасидские застолья, вдохновенные разговоры о Божественном за чаркой водки.
На следующий год друзья подкопили уже больше денег и добрались до Люблина без приключений. Приехав, они тут же встали в очередь за благословением ребе. Каков же был их ужас, когда в человеке, стоящем в нескольких метрах впереди них, они опознали трактирщика, которому писали «амулет»! Главное — кругом толпа народу, очередь движется только в одном направлении — вперед, мимо ребе!
Когда корчмарь дошел до ребе, он поздоровался и сказал:
— Дорогой ребе, великий чудотворец появился в нашей округе! Сколько я просил разных каббалистов избавить мою жену от бесплодия — ничего не помогало! А тут год назад ко мне приехал неизвестный раввин со служкой, написал амулет — и вот моя жена нянчит ребенка! Это поистине чудо!
Под влиянием какого-то импульса трактирщик повернулся и увидел «рава» со «служкой»!
— А вот и они! — закричал он.
Провидец из Люблина усмехнулся и подманил хасидов пальцем. Они подошли, ребе отпустил трактирщика и сказал хасидам тихонько:
— У этого человека была «железная крыша» — постановление Небес, что все благословения, предназначенные для него, не будут доходить до Господа.
И годами эти благословения великих равов и знатоков Каббалы скапливались «под крышей»… Когда же ты написал свой «амулет», то на Небесах ангелы так смеялись, что от их смеха «крыша» затряслась и сломалась — и все благословения достигли Вс-вышнего!
Хасидское предание гласит, что в «амулете» были написаны буквы «самех-куф-мем-далет». Что значит «старая корова молоко дает» (видимо, хасиды знали русский язык).