25 Швата Йорцайт величайшего основателя Мусар – Раби Исраэль Салантер
Раби Исраэль бен Вольф Липкин родился в небольшом литовском местечке Жагаре, где его отец, Раби Зеэв-Вольф Липкин, возглавлял Йешиву. Отец стал первым учителем Исраэля.
В 12 лет Исраэль женился на дочери Раби Яакова Эйзенштейна из города Саланта. Как было принято, молодые поселились у тестя, который взял на себя заботы о материальном обеспечении семьи, дав зятю возможность продолжить религиозное образование. Тогда же Исраэль отказался от фамилии Липкин, взяв фамилию Салантер, то есть – из Саланты.
В возрасте 14 лет Салантер послал свои хидушим (комментарии к Талмуду) одному из высших алахических авторитетов Европы Раби Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки «гениальными из гениальных».
Другие современники, также восхищавшиеся познаниями юного талмудиста, называли его «маленьким Альфаси».
Основным его наставником стал раввин Йосеф-Зундель Салант ближайший ученик Раби Акивы Эйгера.
Внешне Йосеф-Зундель вёл жизнь простого торговца, однако он ежедневно уединялся в ближайшей роще, где изучал «Месилат йешарим» Рамхаля.
Согласно преданию, однажды Йосеф-Зундель заметил, что кто-то наблюдает за ним. Внимательно приглядевшись, он заметил молодого Салантера, и сказал ему: «Исроилке, займись книгами мусара (этики) и станешь по-настоящему богобоязненным евреем».
С тех пор они начали заниматься вместе. Большинство из методов духовной работы, которые Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, разработаны его наставником и практиковались в Йешивах Хаима из Воложина и Акивы Эйгера, а ещё раньше – в доме учения Виленского Гаона, который вывел основной принцип мусара: «Основа человеческой жизни – постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живёт?!».
Своих учеников Исраэль призывал относиться к заповедям «бейн адам лехаверо» («между людьми») хотя бы с той же педантичностью и серьёзностью, как они относятся к запретам субботы или к законам о кошерности пищи. Разработанная им этическая система получила название мусар (этика).
В 1842 году Салантер оставил Йешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), занятия в котором строились на изучении классических книг мусара – таких, как «Ховот ха-левавот» («Обязанности сердец») Бахьи ибн Пакуды и «Месилат Йешарим» Рамхаля.
В 1848 году царским правительством в Вильне было основано равинское училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» – просвещённых, образованных, знающих русский язык.
Исраэлю Салантеру было предложено место преподавателя Мишны и Гемары, однако он отказался, сославшись на проблемы со здоровьем.
Неизвестно, с чем был связан этот отказ, но виленское училище довольно быстро стало центром вольномыслия, и из его выпускников почти никто не стал равином.
Работа в таком заведении пагубно отразилась бы на репутации Салантера.
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры – болезни, которую в то время практически не умели лечить. Собрав значительные благотворительные средства, Исраэль арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней, посменно, круглые сутки работали его ученики. Салантер сам постоянно навещал больных, обеспечивая их лекарствами и продуктами. В субботние дни он следил, чтобы больные не ограничивали себя алахическими запретами, – ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты субботы. Чтобы убедить «ревнителей веры» из числа больных, Салантер и его ученики сами публично совершали запрещённые в субботу действия по уходу за больными – например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
Накануне поста 9 ава Салантер объявил по всем синагогам, что в этом году не следует поститься не следует долго молиться, а необходимо находиться на открытом воздухе. Однако, боясь, что его не послушаются, после утренней молитвы он взошёл на амвон с куском печенья в руке, произнес благословение и съел его на глазах у всех, дабы все последовали его примеру.
В 1857 году Салантер отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кёнигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город Мемель (Клайпеда), Салантер стал издавать еженедельный журнал «Ха-Твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки.
Живя попеременно в Франкфурте-на-Майне, Хальбершта Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.
В 1880-1882 годах Салантер жил в Париже, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений. В 1882 году он вернулся в Кёнигсберг, где и скончался спустя год 25 Швата.
Наследие
Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Игерет ха-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» «Эвен Исраэль» («Разумные речения», 1878), («Твердыня Израилева»,1883).
Предания о Салантере
Салантер не ограничивался проповедями и поучениями. Сохранилось множество рассказов о том, как он лично воплощал в жизнь собственные принципы.
Так, согласно одному из преданий, накануне Йом Кипура Салантер не пришёл в синагогу. Община встревожилась, не заболел ли внезапно раввин, не случилось ли несчастье. Молитву без него не начинали. Пока евреи ждали, одна молодая женщина из общины стала волноваться: она оставила грудного ребёнка спящим в колыбели, так как думала, что будет отсутствовать недолго, а теперь побежала посмотреть, все ли с ним в порядке. Когда она вошла в дом, то увидела, что ребёнка баюкает сам Исраэль. По дороге в синагогу он услышал плач ребёнка и, раз мать, очевидно, ушла на службу, вошел в дом, чтобы успокоить малыша. Согласно другому преданию, идя по городу, Исраэль Салантер встретил бедную вдову, которая горько плакала, узнав, что её второго сына забирают в рекруты (кантонисты), так как богатый член общины подкупил чиновников, чтобы не взяли его детей. Руководство общины согласилось с этим богачом и решило отдать вместо его отпрыска второго сына вдовы. В тот день раби Исраэль Салантер пошёл в местную синагогу и, когда один человек поднялся, чтобы начать службу, воскликнул: «Нельзя начинать службу вам, потому что вы еретик, вы не верите в Тору и в Бога».
Другой человек встал, но Исраэль Салантер прокричал то же и ему, и третьему. Наконец, молящиеся попросили его объяснить, в чём дело. «То, что вы молитесь, не доказывает, что вы верующие. Вы молитесь только потому, что молились ваши отцы. Если вы действительно верите, что Тора – это голос Б-га, то как вы можете нарушать её заветы, ведь она запрещает вам обижать вдов и идти на уступки богатым и знатнымм».
Однажды Салантер обнаружил, что у серьезно больного ученика нет денег на лечение. Войдя в синагогу, где молился это ученик, Салантер спросил собравшихся: «Почему вы не обеспечиваете ему лучшее лечение?»
Ему ответили, что у общины нет денег. Услышав этот ответ, Салантер закричал: «Вам следовало продать нарядный покров Ковчега, в котором хранятся свитки Торы и использовать деньги на лечение этого молодого человека».
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
(Сайт Tzadikim.com)