21 Тамуза – Йорцайт Раби Авраама-Мататиягу Штефанешт и “Корона Машиаха”
Раби Авраам Мататьягу бен Менахем Нахум – ведет род от Ребе Дов Бера из Межерича – его сына Авраама Ангела – его сына Ребе Шолома-Шахны, – его сына Раби Исроэля из Ружина.
Единственный сын и преемник Раби Менахема Нохума –родился в восьмой день Хануки 1847 года в Садигуре. Ребе из Ружина на брит миле дал ему имя Мататьягу – в честь первосвященника Мататьягу.
Ребе из Штефанешт был бездетный и усыновил со второй женой 3 детей. После того, как его отец умер, когда ему было 21 год, он стал главным Ребе и оставался им 64 года.
Его влияние на румынское еврейство было огромным, а число его последователей исчислялось тысячами. Его уважали иудеи и христиане. Во время его ежегодного визита в Бухарест все магазины были закрыты в его честь, и десятки тысяч людей шли приветствовать его. За эти годы хасидский двор Штефанешт стал одним из важнейших центров в Восточной Европе.
Отец Раби Авраама-Мататиягу – Раби Менахем-Нохума из Штефанешт (зц״л), указал своим хасидам изготовить “Корону Машиаха”.
Дворец Ребе Менахем-Нохума из Штефанешт был шедевром архитектуры – богатая отделка, великолепное убранство комнат, одна из которых считалась тайной за семью печатями. Называлась она “Покои Машиаха” и всегда была заперта на несколько замков. Входить в нее категорически запрещалось. Резной работы пол и двери были изготовлены из самых лучших сортов дерева. Потолок был украшен лепными украшениями. В центре комнаты стоял стол, обрамленный жемчужинами. Вокруг стола располагались шесть стульев, а во главе его – Трон, к которому вели три ступени. На столе стоял серебрянный светильник. Вся мебель и серебряная и золотая утварь, были унаследованы Ребе Менахем-Нохумом от своих праведных предков: Ребе Дов Бера из Межерича, его сына Авраама Ангела, его сына Ребе Шолома-Шахны, отца цадика из Ружина. Центральное место в этой комнате принадлежало тройной короне, отличавшейся необыкновенной красотой, которая была изготовлена для короля Мошиаха. Для короны был также изготовлен специальный золотой футляр.
После падения коммунистического режима, община хасидов Штефанешт во главе с равом Соломоном активно взялись за поиски пропавшей короны. В банковском сейфе в Яссах ее конечно же не оказалось. Стало известно, что уникальное изделие было продано на аукционе “Сотбис” за 1 325 000 $. Рав Соломон, который объездил едва ли не пол-мира в поисках знаменитой “Короны Мошиаха”, вместе с представители общины хасидов Штефанешт, обратился к организаторам аукциона и просил сообщить имя человека, купившего корону, и предоставить информацию о том, при каких остоятельствах корона стала достоянием “Сотбис”. Со стороны фирмы “Сотбис” последовал категорический отказ. Хасиды Штефанешт передают пророчество цадика Ребе Менахем-Нохума, которое он произнес перед самой своей смертью: в дни, предшествующие эпохе Освобождения, корона исчезнет и отыщется незадолго до прихода долгожданного Мошиаха.
Ребе из Штефанешт умер 15 июля 1933 года (21 Таммуз 5693). Его похороны, проведенные в городе Яссы, собрали 50000 человек. Поскольку он никогда не был благословлен потомством, он пригласил сына своей сестры, раввина Менахема Нахума из Ицкани, в Штефанешты, чтобы сменить его. Однако раввин Менахем Нохум умер за месяц до смерти Ребе. Могила второго Штефанештерского Ребе стала священным местом паломничества как для евреев, так и для христиан, привлекая тысячи посетителей на его йорцайт.
В 1968 году Джозеф Брайер, бывший глава Бейт Дина Штефанешт инициировал возвращению останков Ребе в Израиль. Тело было эксгумировано под руководством д-ра Мозеса Розена, главного раввина Румынии, и перезахоронено на участке Ружин на кладбище Нахалат Ицхак в Гиватаиме в Израиле. Эксперты обратили внимание, что тело Цадика сохранилось в целости.
Он считался одним из Скрытых Цадиков своего поколения – из Нистарим. Ребе при жизни почитался как великий чудотворец. Штефанештского Ребе как и его отца, сравнивали с ангелом. К нему съезжались люди со всего мира, а его предсказания всегда сбывались и сбываются даже в далеком будущем. Известны многие рассказы о его чудодейственной силе.
В одном случае хасид пришел к Ребе в Штефанешт, убитый горем, он поведал, что его дочь заболела тифом, ее дни были сочтены, только чудо могло бы спасти ее. Ребе дал хасиду свою личную ложку, которой он каждое утро пользовался за завтраком и кусок хлеба со своего стола. Ребе наказал хасида кормить свою дочь хлебом из его ложки. Хотя девушка не могла глотать и ничего не ела в последнии дни, она стала принимать хлеб с ложки Ребе, через несколько дней она полностью исцелилась и дожила до глубокой старости. Ложка затем, как бесценная семейная реликвия, передавалась из поколения в поколение.
Особыми были полученные и благословленные от Ребе монетки, приносящими удачу и здоровье – они назывались “шмира” (оберег). Раби Элиэйзер-Зисе Португал из Скулен (1898-1982) в юности заболел какой-то неизвестной болезнью живота. Болезнь помешала ему изучать Тору и исполнять заповеди, и он обратился к врачам. И когда состояние Элиэзера Зисе стало критическим, он повелел отвезти себя к Штефанештскому Ребе. У Ребе он первым делом попросил монету – “шмиру” для исцеления. Как только Авраам Матитьягу дал ему такую монету он выздоровел и больше никогда не болел. Раби Элиэйзер-Зисе Португал из Скулен некоторое время проживал и учился у Ребе из Штефанешт.
Широко известны случаи о посмертном вмешательстве его в судьбу его хасидов. Стоит отметить, что портрет Штефанештского Ребе до сих пор почитается его последователями как величайшая святыня. До наших дней на могиле цадика не прекращаются молитвы, оhель переполнен записками. C каждым годом все больше людей в Израиле стараются посетить могилу Штефанештского Ребе в годовщину его смерти 21 Таммуза.
Пусть Зхут праведника хранит наш народ.
(Сайт Цадиким, Йешива “Йодей Бина”, https://yechihamelech.livejournal.com/336212.html)