Рабби Иссахар Дов Бер бен Ицхак из Радошица – Саба Кадиша (1765–1843) ученик Провидца из Люблина, Святого Еврея из Пшисхи, Магида из Кожниц и р. Авраѓама-Йеѓошуа Ѓешеля из Апты.
Еще в детстве было понятно, что он уникален. В возрасте 7 лет он ежедневно погружался в микве. Он делал это тайно, так как не хотел, чтобы люди знали или следовали ему. Его друг заметил это и начал сопровождать его в Микве. Однажды было очень холодно, и, несмотря на предупреждения юного Иссахара, его друг погрузился, как обычно. Он заболел воспалением легких и был на грани смерти. Когда Иссахар услышал об этом, он уединился на чердаке своего дома и попросил Вс-вышнего исцелить своего друга. Он плакал, пока не наполнил тарелку своими слезами. Затем он окунул кусочек сахара в слёзы и дал своему другу сосать, и он полностью выздоровел.
Большую часть своей жизни он был Ав Бейт Дин в Радошице. Он был хорошо известен, как потрясающий Талмид Хахам, прекрасно знающий все области Торы.
Он был назван вторым Баал Шем Товом. (“Тиферет Шломо” из Радомска)
Особая Сгула в Йорцайт Цадик
В Йорцайт Цадика молятся о спасении от финансовых затруднений, судебных разбирательств и тупиковых ситуаций.
Великий Чудотворец Саба Кадиша (зхуто таген алейну) сказал перед смертью:
«Придет день, и люди будут просить о спасении, и не услышат ответа, но будут спасены».
Рабби Нахман ми Бреслав (зхуто таген алейну) учит, что Цдака – это лекарство от всех болезней, и, давая Цдаку бе-зхут Цадик, который обладает смирением, еврей немедленно получает благословение.
Нужно зажечь свечу: “Арени мадлика неер ле илуй нешама Рабейну Иссахар Бер бен Раби Ицхак”;
Молитва
«Ле шем кодша Барух hу вешхинатея бедхило
верехимо леяхда шем
хаот “йуд” хаот “hе” хаот “вав” вехаот “hе”
бе йехуда шалим бе шем коль Исраэль.
Арени нотен схум ле цдака авур Рабейну Иссахар Бер бен Раби Ицхак
Сах__ летоват ахзакат ве шмират а-hoэль а-кай шааль кивро ве-бейт ахаим беир Радошиц.
(Я даю сумму в Купат Цдака в заслугу Рабейну Иссахар Бер бен Раби Ицхак в размере _19_для полного содержания места захоронения Бейт ахаим в городе Радошиц).
Дать Цдаку 19 прутот (монет) ле-Хвод Саба Кадиша и произнести пасук из Сефер Дварим (32:28): «Ки гой овад эцот hема веэн баhем тевуна» – (ибо это народ, потерявший рассудок, и нет у них разума). Гематрия слова «гой» (народ) = 19.
Йеhи рацон милефанеха, А-донай Эло-эйну ве Эло-эй авотэну, кешем шешамата эт тфилат ацадик азе hицальта ото миколь цара вецука веасита имо нисим венифлаот глуим венистарим, кен безхуто тиhие на шаат веэт рацон милефанеха имади (פבייפ) нисим глуим венистарим ветацилейну миколь царавецука меата веад олам.
Экра ле-Элоким Эльен лекель гомер алай.
Анени А-донай ки элеха экра коль айом эзрейну Элокей Ишьэйну аль двар квод шимха веацилейну ве капер хататейну лемаан шимха.
Асэ лемаан шимха, асэ лемаан йеминха, асэ лемаан Торатха, асэ лемаан кедушатха.
Йhью ле рацон имрей фи ве hигайон либи лефанеха А-донай цури ве гоали!
Перевод
Да будет Твоим Желанием Творец Вселенной, Г-сподь праотцев наших. Когда там ты слышишь молитвы праведника этого спасающего от всех бед и препятствий, и делаешь твоему народу Чудеса и удивительные деяния явные и скрытые, в заслугу его будет час благоволения Твоего, чудеса явные и скрытые и спасаешь нас от зла и бед на веки вечны.
Взовем к Творцу Вс-ленной , который расправляется с врагами нашими!
Ответь мне Г-сподь, так как я взываю к Тебе каждый день,
к помощи Твоей, для спасения нашего для возвеличивания Славы Имени и избавления нашего и прости наши прегрешения Ради Имени Своего.
Сделай это Ради Имени Твоего, сделай это ради Десницы Твоей, сделай это ради Торы Твоей, сделай это ради Святости Твоей.
Да будут желанны слова уст моих и помыслы сердца моего перед Тобой, Г-сподь, моя опора и избавитель!
Сипурим
Яблоки
Рассказывали, как Радошицер делал крем из оставшихся яблок с Сеуды Рош Ашана и, сказав молитву “Йеhи рацон”, мазал им больных и исцелял их.
Он был хорошо известен тем, что мог различить, является ли вино Яйн Несех (оскверненным, нечистым вином), просто взглянув на бутылку или коснувшись ее. “Тиферет Шломо” однажды сказал своим хасидам: «Я покажу вам, что означает слово Ребе». Во время поездки в Радошиц водитель-нееврей попросил выпить вина, чтобы согреться. Один из хасидов неохотно дал ему новую бутылку вина. Он выпил и вернул полупустую бутылку. Радомский Ребе сказал, чтобы он наполнился вином и запечатал его. Вечером в пятницу эта бутылка вина была помещена на тарелку Саба Кадиша. Саба Кадиша сразу же попросил своего Габбая удалить его, так как это нечистое вино. “Тиферет Шломо” улыбнулся с понимание
Есть история о Ребе Иссахаре Бер из Радошица, который является отличным хизуком в Битахоне для нас в нашей повседневной жизни. До того, как его имя стало известно во всем мире, он жил изо дня в день, не зная, как он выживет завтра. Он выстоял через чистый Битахон. Однажды его жена предложила идею, которая может помочь им в их неприятностях. В соседнем городе жила богатая женщина по фамилии Темерил. Она была богатой женщиной, которая поддерживала многих горожан. Его жена предложила ему поехать в Темерил и попросить ее о финансовой поддержке. Он поддержал эту идею. На следующий день после того, как он закончил Шахарит и изучил Тору, было уже слишком поздно совершать более чем 6-часовой путь. Эта сцена повторилась и на следующий день, и на следующий. Когда его жена заметила что он избегает поездки, он воскликнул: «По твоему Темерил поддерживает почти весь город. Один из тех, кого она не поддерживает, это двое из нас. Если Темерил сможет поддержать целую толпу людей, несомненно, Акадош БорухУ сможет поддержать нас двоих ». Его заявление осуществилось.
Помимо того, что он был известен своей уникальной способностью видеть вещи, которые человеческий глаз не мог видеть и ум не мог понять, он был известен своим глубоким пониманием тяжелого положения человека. Он часто утешал обеспокоенную душу словами ободрения.
Жил в бедности и никогда не брал подаяния. Совершал поездки по домам окрестных праведников, которых называл «120-ю обладателями святого духа», оказывал им всяческую помощь. Он обычно говорил: «Я служил 120 Баалей Руах А-Кодеш». После смерти раввина из Апты в 1815 г. принял титул Адмора из Радошиц. Обладал удивительной способностью творить чудеса, за что хасиды прозвали его Святой Дедушка (Саба Кадиша). Выдержки из его учения, а также рассказы о его жизни и чудотворных способностях собраны в книге Нифлаот Саба Кадиша («Чудеса Святого Дедушки»).
Он был учеником Хозе из Люблина и как-то сказал своему учителю: «Покажи мне главный путь служения Господу».
Его учитель ответил: «Невозможно сказать людям, какой путь выбрать. Один путь – через учение, другой – через молитву, третий – через пост, а другой – через пищу. Каждый должен найти какой путь близок его сердцу и затем избрать его и посвятить его свои силы».
Считая минуты, Рабби Иссахар Бер из Радошица путешествовал по деревням. Спустилась ночь, дороги становились небезопасными, и так он сказал возничему остановиться в первой еврейской гостинице, какую они встретят.
Вскоре они остановились у маленькой еврейской таверны. Владелец тепло поприветствовал их и подготовил для Рабби Иссахара специальную комнату, оставленную для путешествующих раввинов и дворян. После вечерней молитвы, рабби Иссахар ушел в свою комнату и отправился спать, уставший после долгой дороги.
Вскоре дом затих. Только редкое лаяние крестьянской собаки нарушало тишину.
И все же часы на стене – тикали самым удивительным образом, они не давали Рабби спать. Он ворочался в кровати, наконец он встал и стал ходить по комнате.
Строки из Книги Пророков наполняли его голову, песни избавления и надежды. Он попытался снова лечь, но часы продолжали тикать, пока ему не пришло время вставать.
Так он провел ночь, шагая в беспокойном ожидании.
Утром уста веселый рабби подошел к хозяину:
«Где ты взял эти часы в комнате?»
«Часы? Ну несколько лет назад другой рабби останавливался в ней, Реб Йосеф из Люблина, сын цадика, Хозе из Люблина.
Он приехал на одну ночь, но погода была ужасна и ему пришлось остаться на несколько дней. В конце концов, он понял, что ему не хватает денег, чтобы оплатить счет, поэтому он покрыл разницу, дав мне эти часы. Он сказал, что он унаследовал их от своего отца».
«Теперь я понимаю, почему я не мог уснуть. Все часы в мире вызывают уныние, потому что они считают оставшиеся часы – и вот еще день утерян, другая возможность ушла.
Но часы Святого Хозе из Люблина считает будущее время – вот еще минутой ближе к избавлению, вот еще секундой ближе век вселенского мира».
Святой спор между родней
Один из сыновей святого Реббе Иссахара Дов Бера из Радошица женился, свадебный балдахин установили, и все были готовы, когда рабби понял, что он и его родня со стороны жены-другой святой рабби – еще не «исполнили» сказанное талмудическими мудрецами, что нет соглашения на свадьбу без спора! (действительно, верят, что такой спор имеет мистическую силу помочь успеху пары!)
Так рабби начал спорить с шурином. Но святой рабби не спорил, как все спорят, чтобы возвысить себя к небесам и унизить и толкнуть другого в грязь. Вместо этого, он спорил по-другому.
Он сказал своему шурину:
«Как такой набожны человек как ты, который знает Тору вдоль и поперек, додумался устроить свадьбу с низменным профаном как я?!»
И он продолжил говорит много унизительных для него самого чтобы человек, который человек, записывал эту историю, не мог их тож в печать. Когда же его шурин услышал все эти унизительные слова, сказанные рабби Иссахаром и увидел, как он принижает себя до земли, другой рабби, тоже родня, начал спорить с ним Он сказал: «Как ты можешь говорить такие вещи о самом себе? Разве ты лжец?! Вообще-то все эти низости, которые ты говоришь о себе, они обо мне! Я настолько ниже тебя, это так стыдно!»
Благословение пастуха
«Реббе» сказал хасид, который и сам был раввин, реб Исахару:
«Ты знаешь, что моя жена и я были бездетными уже много лет. Я пришел за твоим благословением. Я не сдвинусь с места пока ты не пообещаешь мне помочь». «Не я должен помочь тебе» – ответил рабби, – но в твоей деревне живет тот, кто может, пастух. Иди к нему и проси благословения. Если он откажет тебе с отговорками, скажи ему, что это я отправил тебя к нему, и что он должен тебе помочь». Рабби вернулся домой, уверенный, что спасении через пастуха. К его ужасу, однако, он нашел Хананеле пьяным, плутающим по улице, пока деревенские мальчишки швыряли в него камни и грязь. В конце концов он упал у дороги и уснул пьяным сном.
«Так происходит каждый раз, когда ему заплатят, он сразу же спускает все на выпивку, и в конце концов оказывается в какой-нибудь подворотне», – объяснил ему один человек, когда рабби стоял и ждал, когда проснется пастух. Рабби был полностью уверен в рабби Иссахаре и простоял ночь. Через некоторое время пастух поднял голову и осмотрелся. «Почему ты тут стоишь?» – спросил он Рабби. «Я жду, когда ты благословишь меня – у меня нет детей». Пастух громко рассмеялся: «Что! Рабби хочет, чтобы пьяный пастух благословил его? Не наоборот? Кто отправил тебя ко мне?», – спросил он.
«Радошицер Ребе отправил меня за твоим благословением», сказал реббе. От этих слов пастух посерьезнел: «Очень хорошо, я благословлю тебя при одном условии. Ты сохранишь это в секрете». Рабби кивнул: «ты должен молчать, когда бы не увидел деревенских детей, бросающих грязь и камни в меня или оскорбляющих меня. Не приходи мне в подмогу никоем образом». Рабби кивнул снова. Пастух благословил его и через год жена рабби родила ему ребенка. Когда его ребенок подрос и пошел в школу, он присоединился к деревенским мальчишкам, которые швыряли камни в пастуха. Когда его отец рабби услышал об этом, он смутился, но не мог наказать его, потому что пообещал пастуху. Когда узнали, что тот пастух, известный под именем рабби Эльханан, умер, рабби Иссахар произнес в его честь великолепный панегирик и открыл людям деревни его заслуги и то, что он был скрытым праведником.
Саба Кадиша рассказывал, за что он получил от Небес силу и мудрость:
– Где бы я ни был, я избегал соприкосновения с нечистым, каждое утро делал нэтилат ядаим, в соответствии с алахой, и заботился о чистоте своей души.
В городе Златополь Саба Кадиша был шамашем в бет-кнессете и прославился своими необыкновенными деяниями.
Он навещал больных евреев города и лечил их настойками особых трав. Делал это не ради денег, не ради славы, но во имя Небес, чтобы сохранить жизнь своим собратьям и помочь им вернуться на хорошую дорогу, вернуться к Торе.
Многим и многим он помог. Но особенно Саба Кадиша беспокоился о больных детях. Он знал, что здоровье детей зависит от поведения их мам: соблюдают они законы для еврейской женщины или нет. Не всегда удается спасти жизнь ребенка, за которым ухаживает мама в состоянии нида.
Он давал детям свои лекарства, беседовал с женщинами и убеждал их жить в соответствии с законами Торы, иначе никакое лечение не поможет.
Каждую ночь, после двенадцати часов, Саба Кадиша окунался в городской микве. Летом, и зимой, даже, когда вода была очень и очень холодной.
В городе была только одна миква, а воду грели к Шаббату или когда нужно было окунуться какой-то женщине. Но он приходил в полночь и погружался в холодную воду.
Однако огорчало его то, что он вынужден был пробираться в микву тайком, через маленькое окошко у самого потолка. Если женщины узнают, то поднимут крик и опозорят его, ведь мужчины редко окунались, тем более ночью.
Но однажды, в тот самый момент, когда Саба Кадиша поднялся к окну по приставной лесенке, его поймал сторож, стащил за куртку вниз и закричал:
– Если увижу тебя еще раз около миквы, кости обломаю!
Решил сторож, что это – псих, ведь не полезет же нормальный человек зимой в холодную воду!
Саба Кадиша стал просить сторожа открыть двери миквы. Предлагал деньги, столько, что тот и за месяц не получает, но сторож и слушать не желал. Никак не поймет, что человека заставляет лезть в холодную воду.
– Слушай, – сказал Саба Кадиша, – я буду платить тебе каждый месяц, как заработок твой, чтобы каждую ночь пускал меня в микву.
Удивился сторож:
– Что этому глупому человеку надо? Кто знает, что у него на уме и что он там натворит ночью…
Видит Саба Кадиша, что не сумел убедить упрямого сторожа и говорит:
– Если дашь мне свою руку и поклянешься, что
пока жив, не выдашь тайну, я сделаю тебе такое доброе дело, о котором даже думать не смеешь.
Любопытно стало сторожу, согласился он и протянул свою правую руку.
– Знал бы ты, – говорит Саба Кадиша, – что я могу испепелить тебя своим словом или превратить твои кости в труху, однако, с большим удовольствием сотворю для тебя благо. За это каждую ночь ты станешь отпирать для меня двери миквы.
– Есть у тебя взрослая дочь, – продолжал он, -внезапно ослепшая несколько лет назад. Знаю, что горюете вы с женой, время выдавать девушку замуж, но кто возьмет слепую… Помолюсь в микве, чтобы Небеса исцелили ее и вернули зрение. С восходом солнца она прозреет, станет прыгать и танцевать, целовать мать, отца и своих родных. Так будет. Но чтобы обо мне ты никому не рассказывал. Поклянись!
Слушает сторож и не верит:
– Может ли такое быть? Хитрость это или обман? Однако, кто его знает, этого странного человека. Стоит проверить. Посмотрим, что будет завтра.
И дал ключ от миквы.
Утром, с восходом солнца, в доме сторожа поднялся большой переполох. Слепая девушка встала с постели зрячей.
Она прыгала, танцевала, пела и целовала всех, кого видела. Весь город шумел об этом, но кроме отца девушки никто не знал причины чудесного исцеления.
Через год сторож тяжело заболел. Почувствовал, что умирает, и открыл тайну собравшимся вокруг родным и друзьям:
– Саба Кадиша – великий праведник, один из скрытых праведников, поддерживающих мир.
Недопустимо, чтобы такой человек был шамашем, окажите ему почет…
Умер этот человек, а слава о Саба Кадиша мгновенно распространилась среди еврейских общин. Пошли к нему из разных мест больные и страждущие, и все находили исцеление.
Пришли однажды люди из дальнего-дальнего еврейского местечка на Украине, увидели его и говорят:
– Да это же зять нашего шохета и менакера, рабби Хаима!
После этого о праведнике, творящим чудеса, уже знал весь еврейский мир. Жители города Златополь были очень смущены, что совсем недавно они заставляли праведника выполнять черную работу и смеялись над ним. Теперь им было стыдно.
Но и Саба Кадиша понял, что здесь ему уже нельзя оставаться, пора уходить в другое место. Где его никто не знает.
Неожиданно для всех он исчез. Восемь лет перебирался из города в город, всё дальше и дальше от тех мест. Добрался до одного города, где было много евреев, но не все отличались благочестием. Лечил их и возвращал на путь Торы. Там прожил еще сорок два года.
Так будут благословенны наши учителя и тайные праведники, ограждающие нас от зла!
(https://radashitz.org/category/segulas/), по книге “Хасидские истории” Мартина Бубера)