Каванот Афрашат Хала

Сказано в святых книгах, что Заповедь о хале очень любима. (Шаббат, 32б)                                             

В Торе, тот, кто передает халу Коэну (во времена Храма), получает благословение, как сказано (Йехезкель, 44:30): «Первую часть, отделенную от вашего теста, передайте Коэну, чтобы привести благословение в дом ваш».

Весь мир был создан в заслугу исполнения заповеди отделения халы. В заслугу заповеди о хале евреи удостоились войти в Землю Израиля. («Сифра Зута», глава Шлах, пункт 17)                                                         

К тому, кто исполняет эту заповедь, обращены слова Писания (Коэлет, 9:7): «Ступай, вкушай в радости хлеб свой и пей в веселье вино твое». («Бемидбар Раба», 17:2)                                                     

Так как хлеб является основным и наиболее распространенным видом пищи, Творец пожелал дать человеку возможность постоянно исполнять Его волю, отделяя халу от теста, чтобы благодаря заповеди хлеб наш был благословлен и являлся пищей не только для тела, но и для души. («Сефер а-Хинух», заповедь 385)        

Хала является одной из 3-х заповедей, которые возложены именно на женщину (также законы о чистоте семейной жизни – нида и зажиганием субботних и праздничных свечей – адлакат анер). Отделяя халу, еврейская женщина исправляет грех Хавы, которая, дав запретный плод Адаму, принесла смерть в мир.                       

Иерусалимский Талмуд называет Адама халой мира. Ведь мир сотворен из земли, а начальную часть этого «замеса» Вс-вышний отделил для того, чтобы сотворить человека – венец творения, как сказано (Берешит, 2:7): «И сотворил Г-сподь Всесильный человека из праха земного и вдохнул в него дух живой, и стал человек душой живой». Гематрия имени Адам = 45, гематрия слова «хала» = 43.                   

Человек, будучи душой живой, призван вознести материальность этого мира к Небесам, освятить землю, обратить все во славу Творца. Для этой миссии Г-сподь вдохнул в уста Адама святую душу и поместил его в Ган Эден, чтобы тот охранял и облагораживал его. При этом человек был освобожден от всех материальных забот: ангелы жарили ему мясо и наливали в бокал вино.                           

После греха Адам изгоняется из Сада, теперь он должен в поте лица своего добывать хлеб насущный.

Отделяя часть от теста для того, чтобы Коэны могли всецело предаться служению в Храме, мы очищаем и возвышаем мир во славу Создателя. Этим мы напрямую исправляем тот грех, который был совершен в начале творения. Начало (начальная часть теста, хала) искупает то, что было надломлено в начале (в шестой день творения).

Благословение материального изобилия снисходит в этот мир именно через исполнение мицвы халы.

Эта  заповедь  имеет 14 целительных свойств.

Каванот Хала

 Мука — просеивая муку, мы поем, потому что радость — ключ к успеху всякого духовного действия.

Мука — это символ силы, и мы просим Ашема дать силы в служении Ему.

Также, просеивая муку, мы отделяем плохое от хорошего, чтобы оставить внутри себя лишь добро.               

Сахар — добавляем сахар для ощущения сладости, которую нам хотелось бы испытывать в своей семейной жизни; чтобы все мицвот наших семей имели сладкий вкус и давались без горечи. Мы добавляем сахар, чтобы научиться видеть «сладкое» на любом этапе нашей жизни.

Дрожжи – добавляем дрожжи – как символ подъема, чтобы каждый член нашей семьи поднимался, как на дрожжах в духовном и материальном.

Вода — это символ Торы, добавляя воду, мы просим Ашема наполнить наши дома и наших домочадцев Торой, и научить нас испытывать жажду по Торе, также как мы испытываем жажду по воде. Вода и символ жизни, символ связи тела с душой.

Соль – символ вечного завета: одно из основных свойств соли — способность сохранять, предостерегать от порчи;

второе — придавать вкус еде.

Поэтому Творец предписал приносить жертвы с солью, сделав его символом завета.

Масло – символ помазания и благословения — медленно добавляя масло, мы называем имя каждого члена семьи и, как бы, «совершаем обряд помазания» и молимся, чтобы Вс-вышний дал каждому то, что ему необходимо.

Яйцо – символ души, добавляя яйцо, – мы просим Ашема дать нам выполнить предназначение нашей души в этом гилгуле – бе-Рахамим Рабим, ве Хесед, ве Аава.

Вымешивание теста — время для молитвы        

Вымешивая тесто, мы горячо молимся о том, чтобы исполнение этой мицвы помогло исправить ошибку первой женщины на Земле, Хавы. Она принесла в мир смерть, а мы принесем — жизнь, аннулируя смерть и стирая слезы с каждого лица.

Мы просим Вс-вышнего, чтобы эта хала была принята так, как будто мы совершили приношение в Храме, которое смоет с нас все наши проступки и поможет нам родиться заново.

Замешивая тесто, мы чувствуем себя причастными к процессу Творения.

Накрываем тесто и молимся:

«Рибоно шель Олам, сделай так, чтобы в этом тесте было благословение, которое было в тесте Праматери Сары, чтобы каждый, кто поест этот хлеб, приблизился к Тебе  и открыл сердце для служения Тебе».

Теперь хорошо прочесть Теилим 20 – 7 раз.

Кладем сверху на обернутое тесто спички или чеснок (для быстрого подъема) и убираем в теплое место.

Афрашат Хала – отделение халы

Когда тесто поднялось — перед отделением халы, кладем цдаку (минимум 18 — по гематрии – «хай» (жизнь)

Затем со словами: «Арени мадлика неер ле-Хвод Раби Шимон бар Йохай ве Раби Меир Бааль а-Нес» — зажигаем 2 свечи.

Просим бе-Зхут Цадиким о личном.

Очень важно, чтобы в момент исполнения мицвы женщина была скромно одета (закрыты локти, колени, ключицы), покрыта голова.

В это время вы будете стоять перед Вс-вышним и просить Его. Так сделайте так, чтобы ваша молитва была приятна Ашему и принята Им.

Теперь у свечи читаем 23 псалом – чтобы открыть Врата молитв.

Делаем «нетилат ядаим» (омовение рук). Берем небольшой лист фольги, чтобы хватило завернуть в него кусочек теста размером с яйцо.  

Молитва перед Афрашат Хала:

«Арени ба лекаем мицват афрашат хала летакен эт шорша бамаком эльйон, лаасот нахат руах ле йоцерейну ве лаасот рацон борэну.

Вийи Ноам Ад-най Эл-hэйну Алейну, умаасэ ядейну конена Алейну, умаасэ ядейну коненеу». (2 раза)

Перед тем, как отделить халу называем за кого отделяем:             

Рефуа Шлема (излечение), Шидух (женитьба), Парнаса Това (заработок) и т.д.

Теперь Афрашат хала — отделение халы.

Возьмите от теста кусок размером — ки бейца (как яйцо), можно с кулак. Не отрывая до конца от всего теста, произносим молитву:

 Молитва

ברוך אתה אדוני אלוהינו מלך העולם אֲשׁר קִדְּשׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו, וְצִיוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה תְּרוּמָה

ברוך אתה אדוני אלוהינו מלך העולם אֲשׁר קִדְּשׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו, וְצִיוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה מןהעסה 

«Барух Ата Адо-най, Элоh-ейну Мелех а-Олам, ашер кидшану бе мицвотав ве цивану леафриш хала трума (для сефардов) / мин hаиса (для ашкеназов)».

 (Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу).

В этот момент отделяем тесто от основной части, поднимаем этот кусочек руками вверх и произносим

הרי זו חלה  —  hарей зо хала” (пусть это будет хала).

Держа в руке отделенную халу и закрыв глаза, просим Ашема о самом важном для нас и наших близких.

«Йеи рацон милефанеха Ад-най Элоэйну ве-Элоай авотейну. Шэйибане бэт амикдаш бимъэра веямэну. Ветэн хэлкэну бе-Торатэха. Вешам наавадеха бейиръа кимей олам ухшаним кадмонийот. Веарева ла-Ад-най минхат Йеуда ве-Йерушалаим, кимей олам ухшаним кадмонийот».

(Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы был отстроен Храм вскоре, в наши дни. И дай нам удел в Своей Торе. И будем там служить Тебе с благоговейным страхом, как в давние дни и прошедшие годы. И будет приятен Г-споду дар Иудеи и Йерусалима — как в давние дни и прошедшие годы).

Молитва после отделения халы

 

יְהִי רָצוֹן מִלְּפָנֶיךָ, האֱלֹהֵינוּ וֵאלֹהֵי אֲבוֹתֵינוּ, שֶׁמִּצְוַת הַפְרָשַׁת חַלָּה תֵּחָשֵׁב לִי כְּאִלּוּ קִיַּמְתִּיהָ בְּכָל פְּרָטֶיהָוְדִקְדּוּקֶיהָ, וְתֵחָשֵׁב הֲרָמַת הַחַלָּה שֶׁאֲנִי מְרִימָה כְּמוֹ הַקָּרְבָּן שֶׁהֻקְרַב עַל גַּבֵּי הַמִּזְבֵּחַ וְתִתְקַבֵּל בְּרָצוֹן. וּכְמוֹבִּזְמַן שֶׁבֵּית הַמִּקְדָּשׁ הָיָה קַיָּם, הָיְתָה הַחַלָּה נְתוּנָה לְכֹהֵן וְהָיְתָה זוֹ לְכַפָּרַת עֲווֹנוֹת, כָּךְ תִּהְיֶה הַפְרָשָׁה זוֹלְכַפָּרַת עֲווֹנוֹתַי, וְאָז אֶהְיֶה כְּאִלּוּ נוֹלַדְתִּי מֵחָדָשׁ נְקִיָּה מֵחֵטְא וְעָווֹן וְאוּכַל לְקַיֵּם מִצְוַת שַׁבַּת קֹדֶשׁ וְהַיָּמִיםהַטּוֹבִים עִם מישפחה שלי, לִהְיוֹת נִזּוֹנִים מִקְּדֻשַּׁת הַיָּמִים הָאֵלֶּה. וּבִזְכוּת מִצְוַת חַלָּה יִהְיוּ יְלָדֵינוּ נִזּוֹנִיםתָּמִיד מִיָּדָיו שֶׁל הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא בְּרֹב רַחֲמָיו וַחֲסָדָיו וּבְרֹב אַהֲבָה. וּתְקַבֵּל מִצְוַת חַלָּה כְּאִלּוּ נָתַתִּי מַעֲשֵׂר. וּכְשֵׁם שֶׁהִנְנִי מְקַיֶּמֶת מִצְוַת חַלָּה בְּכָל לִבִּי, כָּךְ יִתְעוֹרְרוּ רַחֲמָיו שֶׁל הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא לְשָׁמְרֵנִי מִצַּעַרוּמִמַּכְאוֹבִים כָּל הַיָּמִים. אָמֵן כֵּן יְהִי רָצוֹ

“Йеи рацон милфанэха Ад-най, Эло-эну вэ Эло-эй авотэну, шемицват hафрашат хала тэхашев ли кэилу киямтия бэхоль пэратэйа вэ-дикдукэйа, вэ-техашев hэрамат hа-хала шеани мэрима кэмо hа-корбан шеhукрав аль габей hа-мизбеах вэ-титкабэль бэрацон.

Укмо ше-Бет hа-Микдаш hайя каям, hайта hа-хала нэтуна ле коhен вэ-hайта зо ле-капарат авонот, ках тиhйе hафрашат зо ле-капарат авонотай, вэ-аз эhйе кэилу ноладти мехадаш некийа мехэт вэ-авон, вэ-ухаль лекаем мицват шабат кодеш вэ-hа-йамим hа-товим им мишпаха шели лиhйёт низуним микдушат hа-йамим hа-эле.

Убизхут мицват хала иhйу йеладену низуним тамид им-ядав шел Кадош Барух hУ бэ-ров рахамав вэ-хасадав у-бэ-ров аhава.

Вэ-тэкабель мицват хала кэилу натати маасэр.

Ухшем ше-hинени мекаемет мицват хала бэхоль либи, ках итореру рахамав шель hа-Кадош Барух hу лешамрени мицаар умимах’овим коль hа-йамим. Амен кен иhйе рацон».

Перевод

(Да будет воля Твоя, Б-г наш и Б-г наших отцов, чтобы заповедь отделения «халы» была засчитана мне, как точно исполненная во всех деталях. И вознесение этой «халы» пусть будет, как вознесение жертвы на жертвенник Храма, которую Ты соизволил принять.

Так же, как во время Храма, когда хала была дана в руки коhенов и была искуплением греха, пусть отделение этой «халы» станет искуплением моих грехов, словно я заново родилась, свободная от грехов и провинностей для исполнения заповеди святого шабата в добрые дни для меня и для моей семьи, и будет пропитание нам от Твоей святости в нашей жизни.

И в заслугу исполнения заповеди «халы» наши дети всегда будут получать питание из рук Творца, благословен Он, в великом милосердии, милости и любви. Пусть исполнение заповеди «халы» будет принято, как маасэр (отделение десятой части урожая).

И так же, как я исполняю эту заповедь от всего сердца, пусть пробудится милость Творца, Благословен Он, и сохранит Он меня от беды и от болезней во все дни моей жизни.

Амен. И такова будет воля Его).

 Хорошо произнести молитву Перл — жены Раби Леви Ицхака из Бердичева. Во время отделения халы она молилась так:

«Владыка мира, прошу Тебя, помоги мне: пусть, когда муж мой, Леви Ицхак, будет произносить в субботу благословение над этими хлебами, пусть он подумает о том же, о чем думала я, когда замешивала и пекла их».

 Заворачиваем отделённый кусочек теста в фольгу, и сжигаем на огне (газовая комфорка). При этом закрываем все окна, чтобы дать пропитаться всей квартире запахом горелой халы – это большая сгула для очищения дома от всех видов негатива: порчи, сглаза, наговоров и т.д.

Важно помыть хорошо руки, прежде чем приступить к плетению хал — не хорошо возвращать в тесто кусочки от отделенной халы.

Теперь можно приступать к плетению и выпечке хал.

Рецепт хал

2 кг муки (минимум)

2 ст.л. сахара

0,5 стакана оливкового масла

1 яйцо

1 ст.л. соли

3 ст.л. сухих дрожжей,

теплой воды сколько необходимо;

Способ приготовления:

Разводим в стаканчике воды дрожжи и сахар, и убираем в тепло. 

Просеиваем муку в большую миску. В середине формируем ямку, засыпаем туда соль и закапываем (это очень важный ритуал, так как соль с дрожжами не дружит и важно, чтобы изначально в процессе замеса они не встречались).

Добавляем поднявшиеся за это время дрожжи.

Начинаем добавлять постепенно воду и замешивать тесто.

Закрываем миску с тестом в пакет. Сверху прямо через пакет воткните в тесто или головку чеснока, или коробку спичек — они помогут тесту быстро подойти.

 Халы на Праздники:

Рош а-Шана — круглые халы, чтобы год был благословенным;

Перед Йом Кипуром – на разделительную трапезу – пекут халы в форме птиц фейгелах, как символ обещания из пророчества Йешаяу (31:5): «Как птицы порхают (над птенцами), так Г-сподь воинств защитит Йерушалаим, защитит и избавит, пощадит и спасет»;

Суккот – в форме «шиват аминим» (7 плодов Израиля);

Ханука – в форме Меноры;

 Песах – в первый шабат после Песаха – пекут халы в форме ключа — Шлиссель хала — это известная сгула на парнасу и достаток. Символ о «ключе к благосостоянию», находящемся в руках Вс-вышнего, и ни в чьих других. Написано в «Книге Йеошуа» (5:11-12): «И на следующий день Песаха стали они есть плоды земли этой, опресноки и поджаренные зерна, в самый тот день. И перестал падать ман на другой день после того, как стали они есть плоды земли, и не было более мана у сынов Израиля, а ели они плоды земли кнаанской в тот год»;

Шавуот — халы в форме лестницы, снопа пшеницы, Сефер Тора;

6 сивана – в форме Арфы Давид а-Мелеха.

(По статье Раббанит Сары Йохевед Риглер и материалам группы «Сила Теилим» в Одноклассниках и Фейсбук)