Шир hа-Ширим – тайна женских украшений
– «Лесусати берихве фаръо, димитих раъяти» – (Кобылице в колеснице фараона уподобил я тебя, подруга моя).
Виленский Гаон задает вопрос, почему «сусати», а не «суси» – почему Шломо сравнивает еврейский народ с лошадью, а не с конем – с женским родом, а не с мужским?
Объясняет Гаон из Вильно, что в Египте были самые красивые лошади и из них – самых лучших и красивых отбирали в табун Фараона, а затем делили: коней (самцов) брали на войну – «кисус захар hорек бемилхама» – они шли на смерть в колесницах на войне, у них была короткая жизнь.
Лошадей же, (самок) – брали для украшения прогулок Фараона «берехван умекаштан».
И вот с этой лошадью, которая лучшая из лучших и, которая выбрана для украшения, и, которую будут беречь, и, которой будут украшаться, – с этой лошадью Ашем сравнивает еврейский народ. Из всех народов, которые были в истории – Ашем выбрал беречь и украшать еврейский народ.
– «Наву лехаяйих баторим, цаварех бахарузим» – (Прекрасны в подвесках щеки твои, в ожерельях шея твоя).
Лошадиные украшения делятся на 2 вида – для головы и для шеи: турим и харузим.
Турим (на голову – что-то цельное, литое), а на шею – харузим, ожерелье из бусинок, жемчужин (из маленьких составляющих).
Что самое главное дал нам Ашем? Тору и мицвот.
Что такое Тора – это учение, логика, знание, понимание – что-то цельное, не дробленое.
Мицвот же, наоборот – это фрагменты разных видов деятельности (их делают руками, ногами), они зависят от разных органов, привязаны к разному времени, имеют разные ценности. Каждая мицва – это жемчужина, но каждая отдельная, особенная. Задача жизни – собирать мицвот – бусинки. Когда мы придем в Олам аба – все эти бусинки повесят на нас, а там, где будет в ожерелье пустота – это упущенные мицвот.
То украшение, что на голове – показывает важность разума, а то, что на шее – показывает важность дел.
(по уроку Рабанит Эстер Оффенгеден)