Рассказывают мудрецы в Мидраше, что Давиду Вс-вышним было отпущено все — кроме достаточного срока жизни на земле. Срок пребывания его души на земле равнялся всего 3-м часам. Узнав об этом, первый человек Адам попросил у Вс-вышнего разрешения передать будущему еврейскому царю 70 лет из ему отпущенных 1000 лет жизни. И это решение Адам принял до грехопадения, когда его душа была совершенна. Поэтому душа царя Давида была облачена в покров, свободный от греха. Этим объясняется магическая сила книги Теилим!
Слово «Теилим» на иврите — «прославление», «хвалебная песнь».
Такова основная установка Царя Давида — славить Вс-вышнего, несмотря ни на что!
Царь Давид собрал и включил в свою книгу песнопения, которые сложили в разное время 10 великих праведников:
Адам, Малки-Цедек, Авраам, Моше, Эйман, Едутун, Асаф, и трое сыновей Кораха: Асир, Элькана, Авиасаф.
Как подбирал Давид эти псалмы — это тайна, но он указал их имена.
Один из мудрецов учил, что Давид писал свои псалмы, играя на арфе и слушая симфонию миров, именно поэтому столь сильна эта книга, в которой каждый из 150 псалмов связан с одной из 150 галактик, участвующих в управлении нашей Вселенной. Вот почему, после работы с Теилим остается чувство, что эта книга все еще полна тайн и чудес.
Рабби Шимон Хасид учил: «Арфа висела над кроватью царя Давида. Когда наступала полночь, дул северный ветер, и арфа начинала звучать. Сразу вставал царь Давид с постели и до восхода изучал Тору. А когда занималась заря, входили к нему мудрецы еврейского народа и говорили – господин наш, царь, народ Израиля нуждается в пропитании. И отвечал он: пусть один от другого получает пропитание. Разве можно щепоткой накормить льва? – вопрошали мудрецы. И царь Давид отвечал: готовьте войска. Тут же шли мудрецы к советнику Ахитофелю, чтобы спросить его, как подготовить страну к войне. Затем обращались в Санhедрин – за разрешением… Затем вопрошали Урим и Тумим…». (Рав Элиягу Эссас)
Величайший Рамбан, во время своего знаменитого Диспута (Нахманида) привел эти доводы:
«Теперь выслушайте меня. Давид был псалмопевцем, который сочинял псалмы под Святым вдохновением. Он сочинял их для того, чтобы их пели перед Б-жьим алтарем. Он сам их не пел, и ему это не было дозволено по Закону Торы. Он передавал псалмы левитам, чтобы они пели. Так об этом прямо и говорится в Летописях. Поэтому он должен был сочинять псалом в таком стиле, чтобы левиты могли его читать. Если бы он выразился: «Сказал Господь мне: Сядь одесную…», то левит не мог бы это прочитать, так как это не о нем.
Левиту следует говорить: «Сказал Господь господину моему, Давиду: Сядь одесную…»
Учили наши мудрецы: «Всякий, чья душа жаждет соединиться с Ним, да будет Он благословен, и с Его славой, пусть сроднится с книгой Теилим».
Наши мудрецы говорят, что Давид молился, чтобы его песнопения читались в синагогах и в Бейт а-Микдашах. Ибо нет у нас ничего выше книги Теилим.
«Ввиду того, что главная цель чтения Теилим – это уничтожить всех «обвинителей», чтобы молитва могла подняться с миром, то желательно, читать Теилим до утренней молитвы, чтобы «срезать притеснителей» и обрезать колючки и шипы, окружающие Небесную розу, перед молитвой, так чтобы молитва взошла и была принята Вс-вышним. Потому наши мудрецы и ввели чтение «стихов песнопения» (Псукей де Зимра) — между «Барух шеамар» и «Йиштабах» для того, чтобы уничтожить «клипот» и «обвинителей», дабы молитва могла взойти с миром». «Левуш»
Около 28 веков книга Теилим оберегает наш народ от бед и страданий, от тяжелых, казалось бы безвыходных ситуаций и, когда тучи сгущались над всем народом, и над отдельной общиной, и над одним единственным евреем. Принято у евреев открывать книгу Теилим и читать главы, обращенные к Творцу и просить о милости и помощи.
У Царя Давида был такой уровень руах hа-кодеш (Святого Духа), что в этом с ним не мог сравниться никто. Ни одну из книг Танаха не читают так часто, как эту.
В моменты, когда необходима особая помощь Свыше, принято читать особенно много псалмов.
В изданиях Теилим в начале и конце обычно печатаются молитвы, которые произносят перед чтением псалмов и после них. В них упоминается, что из первых и последних букв слов Теилим складываются Имена Вс-вышнего – те, которые известны только кабалистам.
Так что, когда читают эти слова, даже не понимая их смысла, призывают Вс-вышнего Его тайными Именами – и Он отвечает!
Вот что значит руах hа-кодеш: Давид создал текст, не только уникальный по своему поэтическому совершенству, но и содержащий в себе сокровенные тайны каббалы!
Когда еврейский народ читает Теилим с разбитым сердцем, Вс-вышний прощает ему все грехи. (Маим Рабим)
Когда наши предки приносили корбан (жертву) Вс-вышнему, они должны были принести безупречное, юное, красивое животное — самое лучшее из того, что есть. Теперь, когда у нас нет Святого Храма, мы следуем словам пророка Ошеа, «пусть наши губы заменят быков». Теперь наши молитвы, наши слова хвалы, восхваления – замена наших корбонот к Б-гу.
Чистые и святые слова Теилим – это отборные корбонот, которые мы можем принести Б-гу. Произнесение Теилим может очистить и изменить нас.
Тот, кто читает Теилим каждый день уверен, что он забронировал себе место в Олам Аба (грядущем мире).
Святой Баба Сали (зехуто яген алейну) говорил, что каждый еврей обязан завершить Сефер Теилим по крайней мере один раз в месяц и, что есть особая сила в словах Давида hа-Мелеха и они могут творить чудеса.
Оружие против Йецер ара — произносить Сефер Теилим три раза в течение одного дня – это как меч и копье против Йецер ара. (Раби Менахем Мендель из Риманова)
Тот, кто читает Теилим с каваной – это пидьйон (искупление) от всех видов стихийных бедствий и трагедий. Возможно поэтому Давид hа-Мелех составил Книгу Теилим из 150 псалмов – 150 = гематрии слова פדיון (пидьйон). Через изучение и чтение Теилим с каваной, можно выкупить себя от всех видов бед.
Есть красивая традиция читать Псалмы по возрасту, следуя указанию Альтер Ребе (Бааль hа-Тания), который получил от своего Ребе Магида из Межерич, а тот от своего учителя — Баал-Шем-Това, который получил от своего учителя – пророка Ахия а-Шилони, что нужно читать свой псалом по возрасту, добавляя 1 год и в каждый Рош Ходеш изучать эту главу с комментариями Раши.
Когда Царь Шломо хотел открыть ворота в Храм, он не смог, потому что они слиплись. Он прочел 24 различные молитвы — все было безрезультатно. Но, как только он вспомнил заслуги своего отца Давида, — ворота открылись.
Тогда произнес Царь Шломо (Теилим 24: 9): «Поднимите, врата, свои главы, станьте выше, входы Храма, — чтобы вошел Царь славы».
Ворота не открываются в ответ на 24 молитвы царя Шломо, потому что евреи не были совершенными. Царь Шломо понял и сослался на заслуги Давид hа-Мелеха.
Книга Теилим – это как мера реагирования на различные жизненные ситуации. Теилим учит нас, что мы можем быть намного возвышеннее. Врата открылись для Царя Шломо после того, как святые слова Теилим в заслугу Давида hа-Мелеха вознеслись в Небеса.
(по статье Рабби Зеева Смасон)