Сеуда Шлишит – одна из трех трапез, которые установили еврейские мудрецы в Шабат: первую совершают в пятницу вечером, вторую в Субботу днем, третью — после Минхи Шабата.
Источник трех трапез связан с выпадением Мана в пустыне: «и сказал Моше: ешьте это сегодня, ибо суббота сегодня Господу. Сегодня не найдете его в поле». (Шмот 16:25)
Слово «hа-йом» (сегодня) – указывает на 3 трапезы, которые соотносятся с 3-мя праотцами: первая с Авраамом, вторая с Ицхаком и третья с Яаковым.
Учат Мекубалим, что третья трапеза – «Сеуда Шлишит» – несет в себе большие тайны, хотя многие к ней относятся легкомысленно.
Говорят Хазаль: «3-е жалуются Вс-вышнему: это Сеуда Шлишит (за то, что многие евреи ею пренебрегают), Молитва «Алейну Лешабеах» (за то, что евреи произносят ее в конце наспех без должной каваны), и еврей по отцу (за то, что среди гоев страдает из-за еврейской внешности, а алаха не признает его евреем)».
Мудрецы раскрывают секрет «Сеуда Шлишит».
Раби Ашер Зелиг Гринцвайг передает по цепочке от Мекубалим о важности третьей трапезы, говоря, что она самая мистическая из 3-х субботних трапез и тот, кто проникнется ее духом, уцелеет в битве Гога и Магога:
«Помни слова наших мудрецов: «Тот, кто соблюдает три субботние трапезы, избежит страданий перед приходом Машиаха: 1-я трапеза спасет от мук в Хевлей Машиах, 2-я трапеза – от судов Геенома, а 3-я от войны Гога и Магога». (Шабат 118А)
Мишна Брура указывает, что и женщина обязана принимать участие в 3-й трапезе, так как она также была свидетельницей Чуда выпадения Мана.
Почему в третью трапезу не все едят хлеб?
Гемара (Шабат 117b) источник трех трапез связывает с пасуком Торы, связанным с выпадением Мана в пустыне:
«и сказал Моше: ешьте это сегодня, ибо Суббота сегодня Господу. Сегодня не найдете его в поле». (Шмот 16:25)
Троекратное повторение слова «hайом» (сегодня) – намек, что в Шабат нужно есть три раза.
Тем не менее, алахически существует снисхождение к необходимости есть хлеб во время третьей трапезы. (Орах Хаим 291)
Причина в том, что Ман был описан, как «лехем» – (хлеб) после двух первых слов «hайом», а после третьего «hайом» сказано: «не найдете его в поле». Следовательно, еда с хлебом не обязательна, объясняют мудрецы.
Более того, Бах (Тур, Орах Хаим 291) пишет, что первая трапеза Шабата соответствует первому Шабату Творения, вторая – Шабату дарования Торы, а третья – Шабату Грядущего мира. Поскольку в Гемаре (Брахот 17а) говорится, что в Грядущем мире нет еды и питья, то обычная еда с хлебом многими опускается.
Но в тоже время, большинство связывают «Онег» (удовольствие) Шабата с трапезой с хлебом – и едят его на третью трапезу.
Шабат Шалом у-Меварех!