Рис разрешен к употреблению в Песах в большинстве сефардских общин.
«Гемара» в Масехет Псахим рассказывает, что один из амораим ел «ароза» (рис) в Седере в качестве одного из блюд, которые ели в память о жертвах, которые приносились в Храме ночью в Песах.
Кроме того, Гемара решает вопрос о том, можно ли исполнить мицву Мацы, съев хлеб из риса.
Гемара ссылается на то, что человек не выполняет Мицву с помощью этого вида мацы, потому что рис не входит в число пяти основных злаков.
Итак, Гемара приняла довод, что рис не представляет собой Хамец – это дисквалифицировало рис для изготовления Мацы только потому, что Маца должна быть изготовлена только из одного из пяти злаков.
Таким образом, нет никаких сомнений в том, что рис разрешен в Песах и не считается Хамец.
Обычай во многих общинах не есть рис в Песах появился два или три столетия назад, когда возникло опасение, что некоторые зерна пшеницы могли быть смешаны с рисом.
В некоторых европейских странах было обычным делить поля пшеницы и рисовые поля рядом друг с другом, и часто одни и те же мешки использовались для сбора пшеницы и риса.
Мешки не всегда тщательно чистили от остатков, и поэтому довольно часто можно было найти зерна пшеницы в упаковках риса, купленных в продуктовом магазине.
По этой причине ашкеназские евреи приняли обычай устрожать – не есть рис в Песах.
В целом, в сефардских землях не было привычным смешивать зерна пшеницы с рисом, и поэтому сефарды, по большей части, не приняли этот обычай.
Заметным исключением является При Хадаш (Рав Хизкия Да Силва, 1659-1698), сефардский раввин, который когда-то ел рис в Песах и обнаружил зерно пшеницы, смешанное с рисом. В этот момент он взял на себя обычай воздерживаться от риса в Песах.
Тем не менее, как уже упоминалось, общепринятым обычаем среди большинства сефардов является разрешать есть рис в Песах при условии, что его сначала проверяют три раза, чтобы убедиться в отсутствии зерен пшеницы.
Хотя не ясно, как и почему ядра пшеницы попадают в пакеты с рисом, это иногда случается, и поэтому нельзя есть рис в Песах, если он не был тщательно осмотрен.
Минъаг выкладывть рис на белую поверхность, так что любые темные зерна будут видны и заметны и так проверяется рис три раза. Желательно не выполнять все три проверки сразу, поскольку он может испытывать усталость после первого или второго раза и не проводить надлежащую проверку. Нельзя доверять несовершеннолетнему, не достигшему возраста Бар Мицва или Бат Мицва, для проведения этой проверки.
Интересно, что горские евреи не готовили рис в первые 2 дня Йом-това, а только уже в Холь а-Моэд. И, скорее всего, связано это с тем, что нельзя перебирать рис в Йом-тов.
Ашкеназим должны следовать обычаю своих предков не есть рис в Песах.
Хотя Хахам Севи (Рав Цви Ашкенази из Амстердама, 1660-1718) писал, что он отменит этот обычай, если у него будут полномочия на это, поскольку рис является основным продуктом питания, тем не менее, обычай был принят всеми ашкеназскими общинами, и Ашкеназим до сих пор связаны этим запретом.
Если сефардский мужчина женится на ашкеназской женщине, женщина принимает обычаи своего сефардского мужа, и поэтому она может есть рис в Песах. Несмотря на то, что она выросла в ашкеназском доме и никогда не ела риса в Песах, когда она выходит замуж за сефарда, она следует его обычаям. И наоборот, если женщина-сефардка выходит замуж за ашкеназского мужчину, она больше не может есть рис в Песах, поскольку теперь она замужем за ашкеназем. Однако Хахам Овадия Йосеф считает, что если пара посещает родителей жены в Песах и они живут в Эрец Исраэль, то она может есть рис в доме своих родителей. Поскольку Маран (автор «Шулхан Аруха») считается авторитетным алахическим решающим фактором для Эрец Исраэль, его решения считаются «местным обычаем» даже для женщины, которая выходит замуж за ашкеназим.
http://www.dailyhalacha.com/displayRead.asp?readID=537&txtSearch=pesach