Просьба Давида а-Мелеха – чтение Теилим кенегед негаим и оhалот
Теилим 19:15
– «Йиhью ле рацон имрэй фи веhегьйон либи лефанеха Ад-най цури вегоали» – (да будут угодны Тебе слова моих уст и помыслы сердца моего, Г-сподь, оплот мой и избавитель).
Это самый знаменитый пасук в Теилим, заканчивающий многие еврейские молитвы, в том числе, и основную – «Амиду».
Мидраш видит в этом стихе просьбу Давид а-Мелеха о том, чтобы его псалмы стали частью Торы, чтобы их можно было читать и изучать.
Мидраш Теилим раскрывает смысл этого пасука, как просьбу Давида о будущих поколениях: «Пусть они прочтут Теилим и получат за это награду, как (за изучение) негаим и оhалот». (Мидраш Теилим 1:1)
Негаим (язвы) и оhалот (шатры) – это 2 самых сложных раздела Талмуда.
Одним из величайших знатоков этих разделов был Рабби Акива. Когда однажды Рабби Акива вмешался в дискуссию по агаде, ему сказали: «ступай и толкуй законы негаим и оhалот, в этих важных и строгих законах ты — большой специалист, но в агаде ты не столь велик». (Сангедрин 67б)
Эти два раздела особенно сложны, и поэтому награда за их изучение очень велика.
Раскрывает Рабейну Хида, что Давид а-Мелех просит Б-га, чтобы награда за чтение его псалмов была подобна награде за изучение самых сложных аспектов законов Торы, потому что существует 2 типа изучения Торы: теоретическое и практическое.
Изучая закон Торы, который не имеет отношения к нашей собственной жизни – мы получаем вознаграждение за изучение теории Торы.
Но, изучая закон, который мы можем применить в своей жизни, мы получаем вознаграждение, как за теоретический аспект закона, так и за его практическое влияние на наше поведение.
Изучение негаим вдохновляет нас избегать «лашон ара» (сплетен) и других негативных черт, ведущих к негаим, а изучение законов чистоты в оhалот побуждает нас быть более трепетными к тому, чтобы оставаться чистыми.
Давид а-Мелех просит Ашема, чтобы чтение Псалмов имело ценность, как с теоретической, так и с практической точки зрения, так как слова Псалмов приближают их читателя к Б-гу, Его Торе и мицвот, а также учат смирению. (Из комментариев Рабейну Хида на Теилим)
(по книге «Теилим – книга псалмов» под редакцией Рабби Йосефа Б. Маркуса, Нью Йорк)