В иудаизме есть традиция – во время некоторых молитв при перечислении качеств Вс-вышнего, или каких-то правил (Барайта Рабби Ишмаэля) или ингредиентов (Кеторет), при чтении Теилим некоторое количество раз и т.д. – производить отсчет пальцами рук.
Бен Иш Хай раскрывает эту традицию и пишет, что сказано в древней рукописи «Кетер малхут»:
«Когда произносит человек 3 отрывка, содержащие 13 атрибутов милосердия: «Венеэмар: Ми Эль Камоха…», пусть сосчитает их с помощью пальцев правой руки, подобно тому, как делают при перечислении состава Воскурений:
«Венеэмар: 1. Ми Эль Камоха, 2. Носэ Авон, 3. Веовэр аль-Пэша, 4. Лишъэрит Нахалато, 5. Ло hехезик Лаад Апо, 6. Ки-Хафец Хэсед hу, 7. Яшув Йерахамену, 8. Йихбош Авонотену, 9. Веташлих Бимцулот Ям коль-Хатотам, 10. Титэн Эмэт ле-Яаков, 11. Хэсед ле-Авраам, 12. Ашер нишбата лаавотэну, 13. Мимэ кэдем».
Сказано, что счет указывает на важность и достоинство пересчитываемого, и поскольку упоминаемое подлежит счёту, то лучше сосчитать с помощью пальцев, чтобы это было видно, а также чтобы пробудить помыслы сердца.
Отрывки «Тамид» (о постоянном жертвоприношении) и «Кторет» (о Воскурении благовоний) следует произносить с большой сосредоточенностью, ибо их достоинство велико и чтение их заменяет жертву.
И на пальцах следует сосчитать все 11 составляющие Воскурения: «hа-цори, ве-hаципорен…».
Как сказано в книге «Мехавцеэль» – счёт свидетельствует о важности и достоинстве пересчитываемого, и говорится (трактат «Бейца», 3): «все, что пересчитывается, не затеряется даже в тысяче. Кроме того, счёт пробуждает помыслы сердца».
И еще одно объяснение пересчету на пальцах: несмотря на то, что именно чтение заменяет нам само Воскурение, все же для большей красоты и драгоценности заповеди следует присовокупить к нашим словам некое практическое действие, и это – действие, совершаемое нашими пальцами.
Таким образом, слова объединятся с деянием и получится, как будто, мы в самом деле совершили Воскурение.
И лучше сосчитать на пальцах именно правой руки, а не на обеих, чтобы удостоить заповеди обе руки.
Во-первых, потому, что действия правой руки всегда более точны и проворны.
Кроме того, Коhэн, совершавший Воскурение при Храме, делал это правой рукой.
И вот еще одно объяснение тому, что необходимо использовать пальцы руки при счете.
11 составляющих Воскурения – это отбор 7 Царей, соответствующих 7 сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hОд, Йесод, Малхут.
И известно, что наши 5 пальцев руки – это сфирот Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hОд, как сказано в «Шаар hа-каванот», в комментарии о цицит.
Таким образом намёк на большую часть этих 7 сфирот содержится в пальцах руки.
Поэтому считать надо с их помощью.
А в рукописной книге «Кетер малхут» говорится, что 11 составляющих, на которые указывает стих:
«Ках леха самим» – (возьми себе пряностей) (Шмот 30:34), также следует пересчитать на пальцах: «Вайомер Адо-най Эль Моше,
– Ках леха самим – 2,
– натаф, ушхелет, вехельбена – еще 3,
– самим – еще 5,
– ульвона зака – 1 – всего получается 11.
При чтении Барайты «Риби Ишмаэль омер», также важен пересчет пальцами, так как она содержит великие тайны, и объясняется это в Сидуре Рашаша. Поэтому необходимо произносить ее сдержанно, не торопясь.
А Сефер «Кетер малхут» по поводу этой барайты, также утверждает, что перечисленные в ней 13 атрибутов желательно сосчитать на пальцах, и указывает причины и объяснения этому.
Известно, что еврейский народ ведет счёт, разгибая пальцы, начиная с большого, в то время, как другие народы мира отсчитывают на пальцах по-другому (загибая пальцы и в другом порядке).
В еврейской традиции отсчет пальцами велся еще Давид а-Мелехом.
Сказал Давид а-Мелех в Теилим (144 :1):
– «амеламед ядай лакрав, эцбеотай ле-Милхама» – (научивший руки мои сражаться, пальцы мои – воевать).
Спрашивают мудрецы – почему он упоминает в одном предложении и руки, и пальцы – ведь понятно, что воюют руками.
Объясняют Мекубалим, что Давид а-Мелех составил этот псалом таким образом, что в 3-х пасуках Теилим 19 (от 8 до 10 включительно) 6 раз 4-х буквенное Имя Ашема стоит на 2-м месте.
И, если разделить каждый из этих псуким по 5 слов кенегед 5-ти пальцам рук и разгибать пальцы, начиная с большого, то каждый раз Имя Ашема будет приходиться на 2-й – указательный палец – «эцба»:
8. Торат А-дойной темима, мешиват нафеш,
Эдут А-дойной неэмана, махкимат пэти;
9. Пикудей А-дойной йишарим, месамхей лэв,
Мицват А-дойной бара, меират эйнаим;
10. Йиръат А-дойной теhора, омедет лаад,
Мишпетей А-дойной эмет цадку яхдав.
6 раз указательный палец разгибается после большого и освящается Именем Ашема. Именно из-за особенности указательного пальца во время Кидушин (посвящение невесты) на него надевают кольцо невесте, так как происходит объединение Имени Пресвятого: кольцо соответствует букве י, рука жениха, держащая кольцо 5-ю пальцами – первой букве ה, палец невесты – букве ו, а рука, которую она раскрывает, чтобы принять посвящение – последней букве ה.
Давид а-Мелех перед битвами читал этот псалом, разгибая пальцы именно таким образом, а затем, указательным пальцем показывал на врагов – и тут же одолевал их.
Также, человек может воспользоваться этой сгулой и для рефуа шлема (пальцем указать на больной орган), для удачи в Торе (указать пальцем тяжелые псуким), для удачи в жизни и т.д.