Опасность чётных чисел и приметы наших бабушек
В детстве мы часто слышали от наших бабушек и мам, что нехорошо дарить и покупать чётное количество предметов.
У горских евреев даже есть поговорка на эту тему.
Как оказалось, это не из разряда «дархей ха-эмори» – (пути эморейцев).
Учили в барайте: не следует человеку есть двойное, пить двойное.
Поэтому если выпить чётное число бокалов, это привлекает демонов.
Исключение – пасхальный Седер, когда пьют четыре бокала вина – в это время можно не опасаться демонов.
Сказал Рав Нахман: сказано в Писании (Шмот 12:42): «Ночь, хранимая – это для Господа вашего».
Ночь, хранимая от Вредоносных сил.
– Рава сказал: «чаша, [над коей произносится] благословение, присоединяется [к предшествовавшим ей] во благо, но не присоединяется [к предшествовавшим ей] во зло».
– Равина сказал: «постановили мудрецы [пить эти] четыре чаши в память об освобождении [из изгнания египетского], и каждая из чаш этих – отдельная заповедь».
– Сказал Рав Йосеф: «так сказал мне демон по имени Йосеф: все чётное отдано во власть Ашмадая, царя демонов. Сам же царь не зовется «несущим вред». Иные же говорят: напротив, власть в руке царской. Что пожелает, то и сделает».
– Сказал Рав Папа: «так сказал мне демон по имени Йосеф: за две (чаши вина) – убиваем, за четыре – вредим. За две – не разбирая, с умыслом или случайно, за четыре – если с умыслом, то да, если случайно, то нет».
[Спрашивает Гемара]: Если же человек забыл об этом, и случалось так, [что выпил он чётное число чаш] и ушел – как исправить это?
[Отвечает Гемара]: Следует ему взять большой палец правой руки в левую руку, большой же палец левой руки – в правую, и сказать так: «Вы и я – вот нас трое».
Если же услышит он тогда голос, говорящий: «Вы и я – вот нас четверо», – пусть ответит: «Вы и я – вот нас пятеро».
Если же услышит, что говорят: «Вы и я – вот нас шестеро», – пусть скажет: «Вы и я – вот нас семеро».
И случилось как-то, что дошло дело до ста одного, и лишь тогда лопнул демон.
В земле Израиля не опасаются чётного.
А в Неардее опасаются четного.
[Заключает Гемара]: Общее же правило таково: к тому, кто придирчив, придираются, а к тому, кто не придирчив, не придираются, а опасаться всё же стоит.
(по книге «Эйн Яаков» Раби Яаков ибн Хабиб, Псахим гл.10)
P.S. Известно, что в составе еврейского суда не могло быть чётное количество судей, чтобы принять решение, в составе малого Санедрина должно было быть 23 судьи.
Опасаются чётного числа и с яйцами. Яйца варят нечётное количество, чтобы заработало правило «битуль ба-ров». Если чётное количество яиц сварено в одной посуде, и потом в одном из них оказалась кровь, остальные яйца запрещены в пищу.