Как стать Ротшильдом – богатство через бизъйонот
Праведник Рабби Моше из Чорткова рассказывал, что основатель рода Ротшильдов – Рабби Меир-Аншель разбогател в ночь проверки хамеца (квасного) через бизъйонот.
Вот как это было.
Когда Рабби Меир-Аншель был юношей, он служил у Святого Гаона Рабби Цви-Гирша из Чорткова, отца Святого Гаона Рабби Шмелке из Никольсбурга. Позже Меир-Аншель женился на женщине из города Снятина, открыл магазин и немного преуспел.
У Рабби Цви-Гирша было пятьсот золотых дукатов, которые он собрал на приданое для своей дочери. Деньги хранились в ящике его стола. Во все дни года Рабби почти не открывал этот ящик. Только 14 нисана во время проверки хамеца перед Песахом он открывал ящик, чтобы проверить его.
Это произошло в год, когда Меир-Аншель женился. Когда пришла ночь 14 нисана, Рабби Цви-Гирш пришел проверить ящик – нет ли в нём хамеца – и вдруг он увидел, что кошелька с деньгами нет. Испугался Рабби, испугались все его домашние.
Семья Рабби решила, что нет никого другого, кроме служителя Меира-Аншеля, кто мог бы украсть деньги. Ведь известно, что его жена открыла магазин, и, по слухам, он разбогател, и все это, конечно, на деньги семьи Рабби.
Рабби приказал им замолчать. Он сказал, что напрасно они подозревают Меира-Аншеля, потому что все знают этого юношу – он прямой, честный, и Б-гобоязненный, и ему можно было всегда доверять. Но домашние продолжали досаждать Рабби своими подозрениями, и в конце концов заставили его поехать в Снятин.
Когда Меир-Аншель и его жена увидели Святого Рабби, обрадовались, оказали ему уважение и приняли его с большим почетом.
С разбитым сердцем рассказал Рабби тому, кто был прежде его служителем, о случившемся в его доме. Стараясь говорить, как можно мягче, РаБби намекнул, что подозревают Меира-Аншеля.
Меир-Аншель, услышав слова своего Рабби, тут же сказал:
– Так уж случилось, я действительно взял эти деньги. Только у меня осталось немного – всего 200 дукатов. Но в самое ближайшее время я верну остальное.
Поехал Рабби домой в большой радости. Это была двойная радость: во-первых, что не было напрасных подозрений, а во-вторых, что вскоре он вернет утерянное.
Меир-Аншель посылал постепенно небольшие суммы денег, так что вскоре вернул всю сумму.
Но на самом деле Меир-Аншель не брал этих денег.
Что же произошло на самом деле?
В тот год, как обычно, в доме Рабби стали чистить, убирать и красить дом к Песаху, и наняли для помощи одну нееврейку из ближней деревни. Когда она обнаружила, что в доме есть стол с запертым ящиком, она “положила глаз” на этот ящик, достала к нему ключ, открыла его и взяла кошелек, а придя домой, показала его своему мужу. Муж прятал кошелек долгое время, но вот ему показалось, что все забыли о происшествии, и он, наконец, решил воспользоваться ворованными деньгами. Взял он один золотой, пошел в деревенскую корчму, накупил вина и водки, выпил, как следует, с друзьями, и стало ему на сердце хорошо и приятно. Когда пришло время рассчитываться, дал он корчмарю один золотой и сказал:
– Это я нашел. Иди в город, разменяй его, возьми себе, сколько я тебе должен, а остальное вернешь мне.
Корчмарь так и сделал.
На следующей неделе снова крестьянин пришел в корчму, опять накупил вина и водки и напился допьяна. Как и в прошлый раз, дал корчмарю золотой дукат и сказал, что нашел его. Так же поступил он и в третий раз.
Когда корчмарь увидел и услышал все это несколько раз, он сообразил, что не могут золотые дукаты валяться на дороге, как камни, чтобы каждый мог найти их и взять себе.
Он быстро понял, что крестьянин украл эти деньги, пошел к польскому правителю, воеводе, и рассказал ему всю эту историю.
И сказал ему воевода:
– Когда он приедет к тебе в следующий раз, налей ему побольше, чтоб он напился хорошенько со своими дружками, и когда войдет в него вино, то выйдет секрет. Так ты узнаешь правду.
Корчмарь так и поступил.
Когда крестьянин напился допьяна, стали приставать к нему дружки, чтоб рассказал, откуда у него золотые дукаты.
И он рассказал им под большим секретом, что его жена украла кошелек у Рабби, и что в таком-то месте в его доме спрятаны эти деньги.
Трактирщик взял с собой свидетелей, которые слышали эти разговоры, и поспешил к воеводе. Тот немедленно послал в дом крестьянина своих слуг, которые тут же начали копать в указанном хозяином месте. Там они нашли кошелек, в котором в целости и сохранности лежали все 500 дукатов, кроме нескольких, потраченных на спиртное. Крестьянина арестовали и привели к воеводе, который срочно послал за Рабби.
Рабби испугался. Кто знает, какой навет, какую клевету нашептали воеводе на него и его общину ненавистники евреев. Но выхода нет – он пошел к правителю.
Воевода начал издалека. Он расспрашивал Рабби о том, сколько у него сыновей, сколько дочерей, сколько он зарабатывает в неделю – и так далее, и тому подобное…
В конце концов, воевода спросил:
– А есть ли у тебя средства, чтобы выдать дочку замуж?
Рабби рассказал, что были у него деньги на приданое для дочери и на свадьбу, 500 дукатов, но их украли.
Однако вор, вроде бы, уже, признался во всем и вернул деньги.
Тем не менее, правитель спросил Рабби, какие приметы были у кошелька. Рабби ответил, и тогда воевода отдал ему кошелек и рассказал всю историю о краже и крестьянине-пьянице.
Вернулся Рабби домой в радости и горе.
В радости – потому, что его бывший служитель оказался честным человеком, и в горе – по тому, что подозревал честного человека в воровстве.
Он поспешил в Снятин, чтобы узнать, что же заставило Меира-Аншеля признаться в грехе, которого он не совершал, и возвращать деньги, которых он не брал.
Меир-Аншель объяснил, что не мог спокойно видеть, как мучается его учитель. И тогда он взял все, что удалось ему скопить на тот день, и отдал своему Рабби, чтоб не страдала его святая душа и души его любимых домочадцев. А потом он продавал или закладывал все свое имущество и посылал своему праведному учителю еще деньги, чтоб восполнить недостающую сумму.
Когда Рабби услышал все это, он от всей души попросил у своего бывшего служителя прощения за то, что подозревал его и вернул ему деньги.
А потом Рабби Цви Гирш благословил Меира Аншеля, чтобы он преуспел в своих делах и поднялся высоко – высоко и удостоился великого богатства – он и его потомки во всех поколениях. С тех пор Рабби Меир Аншель начал богатеть и преуспевать все больше и больше и в конце концов стал родоначальником большой и знаменитой династии Ротшильдов.
(по книге «Тайны Агады» Рав И. Ниязов)
Еще о бизъйонот:
https://silatehilim.com/раби-ми-звиль-о-служении-ашему-через/
https://silatehilim.com/благословен-униженный-или-еврейские/
https://silatehilim.com/раби-нахман-ми-бреслав-на-теилим-4/