Ходеш Ияр – мисугаль ле рефуа (способствующий излечению)
Учат Мекубалим, что месяц Ияр – мисугаль ле рефуа (способствующий излечению).
Ияр – единственный месяц, в котором есть заповедь каждый день – отсчет Омера приходится на весь месяц – колоссальная возможность очиститься и сделать Тшуву.
В месяце Ияр народу Израиля дарован был «колодец Мирьям».
В Талмуде (Таанит, 7а; Бава кама, 17а) вода – символ мудрости и знаний, заключенных в Торе. Рассказывается о Рабби Хаиме Витале – ученике Аризаля, что он никак не мог воспринять мудрость кабалы от своего наставника. Все, что тот передавал ему, он немедленно забывал. Однажды Аризаль поехал с ним в Тверию, на берег озера Кинерет, где, по словам мудрецов Талмуда, скрыт «колодец Мирьям». Прибыв туда, он взял сосуд, зачерпнул воды и велел Рабби Хаиму выпить ее. С того момента ученик начал успешно продвигаться в изучении кабалы. Поэтому считается, что месяц Ияр – благоприятное время для освоения мудрости Торы.
Ияр – это и аббревиатура слов: “Ани Ашем Рофэха” – (я Г-сподь, Целитель твой). Этот месяц считается “мисугаль ле рефуа” – (способствующий излечению) и это раскрывает, что молитвы, вознесенные в Ияре, принимаются Небесами благосклоннее. (Р. Нохум Зеев Рапопорт)
Первые буквы последних 4 слов Теилим (6:11):
“Йэвошу вейбаалу меод коль ойвай, яшуву йевошу рага” – (пусть опозорятся и весьма устрашатся мои все враги. И снова опозорятся – сразу же) – составляют аббревиатуру слова Ияр – אייר – месяца излечения. Двойное повторение «йевошу» – это намек на нейтрализацию сил зла.
Кабала связывает тайную суть Ияра с Шабатом – с 3-мя субботними трапезами. Каждую из них предваряет ритуал кидуш, совершаемый над бокалом с вином. При совершении ритуала кидуш повергаются в прах силы зла, появляющиеся в мире в месяце Ияр – на это намекает стих: «Позор падет на голову, смятение охватит всех врагов моих, раскаются они и обратятся ко мне в миг позора своего…». (Теилим, 6:11)
Первая буква в слове «ойвай» (врагов моих) – «алеф», первая буква в слове «яшуву»(раскаются) – «йуд», первая буква в слове «йевошу» (позора своего) – «йуд» и первая буква слова «рога» (миг) – «реш» образуют вместе слово «Ияр» (алеф, йод, йуд, реш).
Гематрия слова «Ревая» (полная, утоляющая жажду) – реш (200) + вав (6) + йуд (10) + гей (5) = 221. Гематрия слова «Ийяр» – алеф (1) + йод (10) + йуд (10) + реш (200) = 221.
«Пиркей Авот»
Есть намек на связь слова «Ияр» с 3-мя субботними трапезами и в связи с праотцами.
Первые буквы слова «Ияр» составляют аббревиатуру первых букв имен праотцов: Авраам, Ицхак, Яаков, Рахель.
Три субботние трапезы установлены, как говорит кабала, в память о трех наших праотцах, а трапеза «Мелаве Малка» (проводы царицы Субботы) – в память о праматери Рахели. По этой же причине мы читаем в этот период «Пиркей Авот».
Раби Пинхас из Кориц говорит, что дожди, которые выпадают между Песахом и Шевуот, являются отличным убежищем от болезней, которые не поддаются лечению, Рахмана Лицлон. Нужно позволить дождю попасть в рот (некоторые мудрецы учат с правой стороны рта).
В «Тефилот а-Маршал», цитирующем Раши Йошон, сказано, что нужно сказать Молитву Хизкиягу, которую он получил с Шамаим.
Это записано в Йешайяу (38:9-20). Ему было открыто, что больной человек или тот, кто находится в иссурим, должен прочитать её и будут спасены от всех суровых судов.
Учит Раби Нахман из Бреслова, что когда мы произносим в Шахарит в «Вайеварех Давид» фразу: «у-цева hа-Шамаим леха миштавахим» («небесные воинства преклоняются перед Тобой») (Нехемия 9:6) – то самое подходящее время для того, чтобы добавить личную молитву. Согласно «Кицур Ликутей Моhаран» (I, 231):
«[В этот момент] можно молиться за все, потому что в это время все ангелы преклонятся и поклонятся Вс-вышнему, да будет Он благословен. Поэтому хорошо просить, чтобы Г-сподь повелел им делать то, о чем вы просите и если это исцеление, нужно делать кавану, чтобы Г-сподь повелел [ангелам] вкладывать духовные силы исцеления в хлеб и воду, и т. д.». («Еженедельные обычаи Бреслов» стр.62)
«Бней Иссахар» – Раби Цви Элимелех из Динова учит, что Раби Хаим Виталь называл дни Сфират hа-Омер самыми подходящими для Тикун а-Брит.
Раби Цадок а-Коэн из Люблина в «При Цадик» Рош Ходеш Ияр (4) цитирует Сефер«Оhев Исроэль», что месяц Ияр является благоприятным временем для Тшувы. Самый важный вид исцеления – это исцеление нешамы, следовательно, Ияр – это особое время для тшувы. Концепция времени между Песахом и Шавуот, как время для исцеления упоминается и в Гемаре (Шаббат 147b), где упоминается несколько методов лечения.
15 Ияра начал выпадать Ман – хлеб, который Теилим (77:25) называет «Хлебом небожителей», именно он поддерживал евреев в пустыне в течение 40 лет. Это была идеальная еда, как в духовном, так и на физическом уровне – не вызывало болезней.
Сгулот месяца Ияр:
1. Читать Теилим 6. В Теилим (6:11) “Йэвошу вейбаалу меод коль ойвай, яшуву йевошу рага” – зашифровано слово Ияр אייר. Двойное повторение «йевошу» – это намек на нейтрализацию сил зла.
Кроме того, Теилим 6 – сгула для исцеления глаз.
2. Сгула «Рахмана Лицлон» Рабби Пинхаса из Корица – для болезней, не поддающихся лечению (по словам врачей). Нужно в месяце Ияр позволить дождю попасть в рот (мудрецы учат с правой стороны рта).
3. Молитву Хизкиягу. В «Тефилот а-Маршал», цитирующем Раши Йошон, сказано, что нужно сказать Молитву Хизкиягу, которую он получил с Шамаим, как записано в Йешайяу (38:9-20). Ему было открыто, что больной человек или тот, кто находится в иссурим, должен прочитать её и будет спасен от всех суровых судов.
4. Вставка в Шахарит – весь месяц Ияр в молитве Шахарит в отрывке «Вайеварех Давид» на фразе: «у-цева hа-Шамаим леха миштавахим» («небесные воинства преклоняются перед Тобой») – добавить личную молитву и делать кавану на следующем:
«[В этот момент] можно молиться за все, потому что в это время все ангелы преклонятся и поклонятся Вс-вышнему, да будет Он благословен. Поэтому хорошо просить, чтобы Г-сподь повелел им делать то, о чем вы просите и если это исцеление, нужно делать кавану, чтобы Г-сподь повелел [ангелам] вкладывать духовные силы исцеления в хлеб и воду, и т. д.».
(собрано по «Зхут Авот», Раби Нахман из Бреслава «Кицур Ликутей Моhаран» (I, 231), «Еженедельные обычаи Бреслов» стр.62, Р. Нохум Зеев Рапопорт)