Понимание устройства 3-х видов души – шанс для тшувы
Раби Хаим из Воложина в «Нефеш hа-Хаим» приводит мидраш, где образно объясняется, как построена душа человека.
Еврей имеет 5 видов души:
Нефеш – Руах – Нешама – Хайя – Йехида.
Но только 3 первые рассматриваются мидрашем. Представим себе стеклодува, который вдыхая воздух, через длинную трубку вдувает его в стекло и придает стеклу форму.
Говорит мидраш – вот также сотворен человек.
Нешама – от слова «нешима» (вдох) – от «линшом» – Б-г, как будто, «ношем», Он как стеклодув набирает воздух;
Руах – то, что Он пропускает через трубку;
Нефеш – это та часть души, которая попадает внутрь стекла и, в соответствии с тем, как Он ее туда вдувает – приобретает соответствующую форму – форму человека.
Эта душа и определяет форму человека.
Маараль из Праги говорит, что «Паним – лашон пним» – (лицо отражает внутреннюю суть человека).
Нефеш – от слова «ваинафаш» (остановился) – место остановки. Нефеш остаётся внутри нас – регулирует всю жизнедеятельность человека: кровообращение, пищеварение, наши способности слышать и видеть.
Говорить – это уже компетенция Руах.
А Нешама – она не внутри нас – она у Создателя (только у Адама hа-Ришона были все виды души внутри).
Нешама может быть ближе или дальше, в зависимости от заслуг.
Когда евреи получали Тору – их головы светились – это Нешама была над ними. После греха золотого тельца, они лишились её близости.
Каждая душа связана с 10 сфирот.
Карет – отсечение души – это отсечение Руах от Нефеш.
Но Ашем, по Своему милосердию, не полностью отсекает последнюю сфиру (Малхут) у Руах от первой (Кетер) у Нефеш – они остаются связанными тонкой ниточкой.
И это спасает человека, и через эту ниточку человек может сделать тшуву.
Все нарушения, связанные с телом – заслуживают карет и касаются Нефеш.
Есть нарушения, не связанные с телом, (хоть и не менее страшные) но которые не наказываются карет – например Лашон hа-ра – здесь ущерб наносится Руах.
(По уроку Рава Бенциона Меламеда «Томер Двора»)