Как евреи ограняют Сапфир 49 гранями
Со второго дня Песаха и до праздника Шавуот мы исполняем заповедь “Сфират hа-Омер” – “счет омера”. Во времена Храма в первый день мы должны были принести в Храм особую жертву – “Омер” – сноп ячменя, и после этого отсчитать 49 дней. Но даже сегодня, когда Храма нет, заповедь считать дни Омера остается. Считаем мы, кстати, не только дни, но и недели. Например: “Сегодня восемнадцатый день омера, то есть две недели и четыре дня”.
В Торе сказано не просто “считайте”, но “усфартем лахем” – “считайте себе”. Что означает “себе”? Талмуд объясняет, что есть два способа считать дни. Бывает, что Санhедрин производит календарные вычисления и объявляет результаты для всей общины: например, Новомесячье в такой-то день. А бывает так, что обязанность считать лежит на каждом отдельном человеке. Вот это и означает: “считайте себе”. Никто не может выполнить заповедь “Сфират Омер” за кого-то, каждый должен сделать это сам.
Считая дни Омера, в тексте молитвы мы каждый раз упоминаем тот духовный аспект, который мы очищаем в этот конкретный день. Этих аспектов или качеств – 7:
Хесед – милосердие, щедрость;
Гвура – дисциплина, сдержанность;
Тиферет – гармония, сострадание;
Нецах – стойкость, устремленность;
hОд – смиренность;
Йесод – сопричастность, связь;
Малхут – благородство, лидерство.
При этом каждое из качеств, как бы включает в себя все остальные, и, таким образом, получается 49 ступеней, по которым мы должны подниматься выше и выше, очищая и готовя себя к Дарованию Торы.
Важно понимать, что недостаточно очистить только качества Б-жественной души, то есть, говоря простым языком, наши “высокие” помыслы и убеждения. Необходимо усовершенствовать и качества нашей животной души, т.е. наши земные, повседневные устремления и эмоции. Намек на это содержится как раз в самой жертве Омера: ячмень – это пища животного!
Алтер Ребе учит, что слово “усфартем” (“и считайте”) происходит от того же корня, что и “сапир” (“сапфир”).
Когда мы, считая дни Омера, очистимся, то станем подобны прозрачному, сияющему драгоценному камню. Только тогда мы сумеем подготовиться к получению Торы, выработать у себя те тонкие настройки души, которые необходимы для ее восприятия (точно так же, как только человек с хорошо развитым слухом сможет получить удовольствие от изысканной музыки).
49 дней счета омера – и есть инструменты для настройки нашей души.
(Рав Менахем Мендл Певзнер)
P.S. Зоар а-Кадош трижды!!! предупреждает, что женщины не считывают Омер – в этом есть более глубокая причина, чем та, что женщины освобождены от мицвот, привязанных ко времени.