«Какова мать – такова и дочь» – еврейская психосоматика
«Вот, всякий говорящий притчами приведет притчу о тебе, сказав: «Какова мать, такова и дочь». (Йехезкель 16:44)
Сказано в Талмуде:
«Трое участвуют в создании человека: Святой Благословенный, отец и мать.
Отец поставляет белую субстанцию «ловен», из которой состоят кости, жилы и ногти, головной мозг и глазной белок.
Мать поставляет красную субстанцию «одэм», из которой образуются кожа, мышцы, волосы и зрачок.
Святой Благословенный дает дух «руах» и душу «нешама», и черты лица, и способность глаза видеть, уха слышать, уст говорить, ног ходить, разума думать и анализировать».
В описании создания человека, приведенном здесь, можно увидеть, что красный цвет матери создаёт зрачок в глазу ребенка.
В другом месте мудрецы учат о черном цвете, что на самом деле «он – красный, но претерпел изменения». (Вавилонский Талмуд, трактат Нида 19:1)
Тогда, из сказанного пророком Йехезкелем (16:44): «Вот, всякий говорящий притчами приведет притчу о тебе, сказав: «Какова мать, такова и дочь», можно заключить, что из внутреннего красного цвета в матери происходит черный цвет зрачка ребенка: «Какова мать (первая буква «heй» Имени Авайе) такова и дочь ее (вторая буква «hей» Имени Авайе)».
Учат мудрецы, что существует особенная связь между отцом и дочерью – а именно, между белым и черным цветами в глазу. Объясняется в Каббале, что в любом явлении существуют два измерения – свет «ор» и сосуд «кли».
Таким образом, внутренний «свет» черного зрачка в глазу (а именно, внутренняя сущность черного цвета аспекта дочери) происходит (в духовном плане) из белой субстанции у отца, а «сосуд» (а именно внешняя реальность черного цвета) – «красный цвет, который претерпел изменения» – происходит (в физическом плане) из красной субстанции у матери.
И тогда: «Какова мать, такова и дочь».
(По книге Рава Ицхака Гинзбурга «Тело разум и душа»)