Мандрогоры-дудаим и Тикун Эсава
Дудаим (мандрогоры) – внешнее подобие корня этого растения похоже на человечка, интересно, что и гематрия слова דודאים равна выражению слова כאדם «ке-адам» (как человек) = 65. (Бааль а-Турим Берешит 30:14)
Зоар а-Кадош говорит: «если ты скажешь, что дудаим отворили чрево Рахель, то это не так, ведь написано: «И услышал ее Б-г и отворил ее чрево», то есть Ашем сделал её способной рожать. И хотя дудаим способствуют зачатию детей, они не смогут сделать так, чтобы бесплодная зачала, поскольку рождение зависит от мазаля. А дудаим могут помочь тем женщинам, у которых зачатию препятсвуют какие-то причины, но они не бесплодны, и, согласно мазалю, должны родить». (Зоар, Вайецэ 156б-157а)
А пророк Йехезкель говорит, что дудаим пробуждают страсть и название «дудаим» происходит от слова «додим» – «эт додим» – время любить. (Йехезкель 16:8)
В земле Израиля дудаим еще называют «тапуах аава» – яблоко любви.
Гематрия חטא עץ הדעת טוב ורע – «хет эц haдаат тов ве ра» – (грех Древа познания Добра и зла) – та же самая, что и וַיִּמְצָא דוּדָאִים בַּשָּׂדֶה וַיָּבֵא אֹתָם אֶללֵאָה – «веимца дудаим бесадэ вейав отам эль Леа» – (нашел дудаим в поле и он принес их Лее).
Обмен с Леей дудаим – это Тикун (исправление) проступка Эсава, который продал свое право первенца.
Эсав сказал: «Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство»? (Берешит 25:32).
Он презрел свою будущую духовность ради физических удовольствий.
Эсав просил: הָאָדֹם הָאָדֹם הַזֶּה – «haадом, haадом hазе» – (это красное, красное).
Все буквы слова אָדֹם – «адом» – входят в слово דוּדָאִים – «дудаим».
Две оставшиеся буквы – יַד – «йад» – (рука) – которой можно либо взять, либо дать. Отдавая дудаим Рахель, чтобы исполнить мицву, Леа исправила грех Эсава.
Рахель тоже была частью этого исправления, отказавшись от своего счастья ради своей сестры.
«И Рахель сказала Лее: дай мне дудаим сына твоего». Но та сказала ей: «мало тебе забрать мужа моего»?
Учил Рабби Шимон бар Йохай: «Поскольку презрела праведника – не была погребена вместе с ним».
И об этом сказано: «За это ляжет он с тобой» – (не со мной почиет, а с тобой) – в пещере Махпела.
Рабби Берехья сказал: «Рабби Элазар сказал: эта потеряла, и та потеряла; Эта приобрела, и та приобрела. Лея потеряла дудаим, но приобрела колена (и первородство); Рахель приобрела дудаим, но потеряла колена (и первородство)».
Рабби Шмуэль бар Нахман сказал: «Лея потеряла дудаим, но приобрела колена и погребение (рядом с мужем); Рахель приобрела дудаим, но потеряла колена и погребение (рядом с мужем)».
Положившись на дудаим, как сгулу от бесплодия, Рахель в результате не родила и утратила ночь с Яаковом;
Лея же удостоилась двух сыновей – Иссахара и Звулуна за обмен дудаим на ночь с Яаковом.
Сказал Рабби Леви: «Приди и посмотри, сколь прекрасно посредничество этих дудаим, ведь благодаря им восстали 2 колена в Израиле – Иссахара и Звулуна».
Сказано в «Шир а-Ширим» (7:14): «Дудаим издали запах» и этот аромат дудаим олицетворяет по сей день Иссахар и Звулун – где один учит Тору при поддержке другого.
Еще один секрет дудаим можно найти в самом слове дудаим, если разбить его на 2 слова:
דוּדָאִים – אם דָּוִיד – «им Давид» – означает «если Давид». Через сделку с дудаим были задуманы Давид и Машиах.
Другой способ прочесть те же слова – אם דָּוִיד – это «эм Давид» – мать Давида. Через обмен дудаим на Яакова, Рахель стала духовной матерью Давида и Машиаха.
По заслугам Рахели, Ашем соберет изгнанников и приведет искупление.
(Мидраш Эйха Раба, Введение 24, Берешит Раба 72:2-4; по книге Рабанит Х.Б. Сегельбаум)