Гмилут Хасадим и «Милуй де-йюдин»
Сегодня часто слышишь от больших Равов, что вся Тора давно выучена – и нам, последнему поколению перед приходом Машиаха, нужно делать упор на Гмилут Хасадим в противовес Синат Хинам – причины разрушения Храма.
Среди свидетельствовавших о величии Рабби Йешаи из Керестир были многие его современники – титаны Торы: Диврей Йехезкель из Шинявы, Рав Мордехай Дов из Гарностайпель, Хавацелет а-Шарон из Тернополя, Яд Ицхак из Толчева, Рабби Акива а-Коэн из Токай и многие другие.
Но все же вопрос о том, что Рабби Шаеле отдает предпочтение Гмилут Хасадим глубокому изучению Торы – стоял на поверхности.
Как-то Кааловер Рав спросил внука Сар Шалома из Бельз – Реб Тодроса из Немиров, что он может сказать о Ребе Шаеле, и тот сказал: «я много путешествовал и видел много великих Цадиким. Но Рабби Шаеле с его ложкой, которой он кормит иден, перевесит всех Цадиким в Олам аба».
Однажды Керестир посетил один из ученых, сомневающихся в праведности Рабби Шаеле.
Он стал свидетелем большого уважения, которым пользовался Реб Шайеле со стороны больших Равов того времени.
Он почувствовал зависть и попытался уколоть Ребе Шаеле: «Шаеле, хочешь, я научу тебя Хохмат а-Кабала» (мудрости Кабалы)»?
Реб Шайеле пожал плечами: «Может быть, я и не знаком с сокровенными частями Торы, но я знаю одно: когда ко мне домой приходит голодный «Yid» (еврей), и я даю ему кусок пирога, стакан виски и теплую постель – я делаю его «Yud» бе-милуй («милуй де-йюдин» – игра слов – «йюд» и еврей и буква) – и он наполняется».
[Милуй де-йюдин – один из кабалистических способов наполнения букв слова].
Человек, которого по всей Европе (неевреи в том числе) называли «Chudde Rebbe» (чудотворец) и стекались к нему в Керестир за Йешуот, Ребе Шаеле, естественно, был знатоком и скрытого учения.
Иначе, разве его взору открылось бы, где в данный момент скрывается муж женщины-агуны, стоящей перед ним в слезах, или смог бы он сделать невидимыми 500 учеников Йешивы – когда солдаты вламывались неожиданно, чтобы забрать еврейских мальчиков на войну, а его знаменитые кастрюли с Шабатней едой, которые не опустошались, пока не были накормлены все неожиданно появившиеся в Керестир беженцы… и таких примеров тысячи.
Гмилут Хасадим, добродетельные поступки – это не то, что стоит против изучения Торы, это то, что стоит напротив Синат Хинам, и то, что сейчас всех нас может спасти.
(По Книге «Reb Shayele – The Warmth and Wonder of Kerestir» by Yisroel Besser)