Бааль Шем Тов – по какому нусаху читают Слихот на Небесах
Рабби Йосеф Ашкенази (хазан Бааль Шем Това) рассказывал, что однажды приснился ему праведный муж, умерший и оставивший маленького сына, отрока премудрого, которому грозило сватовство недостойное.
И пришел этот муж к Рабби Йосефу во сне, и просил пойти к его жене и сказать ей от его имени, чтобы не давала она ходу этому сватовству, а разговор о сватовстве повела лишь с тем человеком, который сегодня первым придет в её дом.
И после этого увидел он во сне некое подобие жертвенника, и покойник вознес сам себя на жертвенник этот и голову свою положил между колен и возопил покаянную молитву:
«Анэну, Авину, Анэну! Анэну Борэну, Анэну!» –
(Ответь нам, Отец наш, ответь нам! Ответь нам, Творец наш, ответь нам) –
и так до конца молитвы, а в конце после:
– Анэну, Элоhэй Авраам, Анэну!
– Анэну, Уфахад Ицхак, Анэну!
– Анэну, Абир Яаков, Анэну!
произнёс:
– (Ответь нам, знающий цену слезе, ответь нам) – (это строка добавлена Бештом в молитву);
– Анэну, Элоhэй hа-Меркава, Анэну!
(Ответь нам, Б-г Колесницы ангельской, ответь нам) –
и после этих слов взлетел на небо.
Наутро пришел к Бешту и поведал ему об этом сне.
Сказал тот ему:
«Ты, верно, считаешь, что сон тебе приснился? Нет, было тебе пророческое видение.
Видел и я, наяву и воочию. А жертвенник – это тот самый жертвенник, на который Архангел Михаэль приносит души в жертву благому Г-споду».
И спросил его хазан:
– «А зачем говорил он эти «Анэну»?
И объяснил ему Бешт, что ангелы и души поднимаются из одного мира в другой только с помощью молитвы «Анэну».
И спросил его:
– «А почему он молился так, с добавлениями, которых нет в ашкеназских сидурах»?
Ответил ему:
– «Так читают эту молитву на Небесах».
Строка: «Анэну, Элоhэй hа-Меркава, Анэну» – (Ответь нам, Б-г Колесницы ангельской, ответь нам) – о мистической Колеснице и Престоле Б-га из видения Йехезкеля, присутствует только в сефардских сидурах, который хасиды предпочитали ашкеназскому, распространенному в Восточной Европе, что являлось одной из причин разногласий между митнагдим и хасидами.
(По книге «Шивхей Бешт»)