Рав Овадья Йосеф – когда «Амен» важнее благословения и отменяет даже правила грамматики
В Гемаре сказано, что отвечающий «Амен» более велик, чем произносящий браху. (Брахот 53б)
«Амен» дополняет благословение, подтверждая только что произнесенное прославление.
Наши мудрецы также сравнивают «Амен», произносимый после благословения, с королевской печатью, которая ставится под его указом. Без этой печати указ не полон и лишен силы. Когда благословение не сопровождается словом «Амен», ему недостает завершенности. Такую браху называют сиротой.
Сипурей Цадиким
Существуют разные минъаги по поводу Брахи на вино – ашкеназы произносят: «Боре при а-гафен», а сефарды произносят: «Боре при а-гэфен».
Рав Овадья Йосеф (зехуто таген алейну) настаивал, чтобы сефарды произносили «а-гэфен» по устоявшемуся минъагу. Но ашкеназские Равы настаивали, что по всем правилам еврейской грамматики нужно произносить «а-гафэн». Ведь, если слово может читаться через огласовку «камац», как «а» или, как «э» (через «сеголь»), то, когда оно стоит в конце предложения и заканчивает его – оно произносится только, как «а».
На что Ришон ле-Цион парировал: «а кто сказал, что браха заканчивается словом «гэфен», брахот всегда заканчиваются словом «Амен» и слово «гэфен» не является последним».
(По Уроку Рава Исраэля Якобова «Амен»)