Седер Авдалы по Раву Амраму
До наших дней дошел Седер Авдалы, как сгула для успешной недели по Раву Амраму. Она приводится в Седер рав Амрам Гаон. Ее также можно найти в «Алахот Авдала» Рава Йцхака ибн Гията, в Туре (Орах Хаим, симан 299) и в Сидуре РаШИ.
Сказал Мар, Рав Амрам: «приносят ему свечу авдалы, и говорит он «благословен плод виноградной лозы», и «Создавший свет огней», и «разделивший между Святым и будничным».
И говорит:
משביע אני עליך פותה שר של שכחה, שתסיר ותעביר ממני לב טפש, אני פלוני בן\בת פלוני ותשליך אותו על טורייא רמתא בשם שמהתא קדישתא בשם ארימס ארמימס אנסיסיאל ופתחיאל
– «Машбия ани элеха, Пута – сар шельшхаха, ше-тасир ве-таавир мимени лев типеш, ани – Плонибен/бат Плони, ве-ташлих ото аль турья рамта бе-шемШемhата Кадишта, бе-шем Аримас, Армимас, Анасисиэль ве-Петахиэль».
(Заклинаю тебя, Пура (Пута) – князь забвения, чтобы удалил ты от меня сердце отупевшее и забросил его на горы высокие во Имя Святое, во имя Аримас, Армимас, Анасисиэль и Петахиэль).
После говорят пасуки:
וְנֹחַ מָצָא חֵן בְּעֵינֵי יְהֹוָה
– «Ве-Ноах маца хэн бе-эйнэй Адо-най» – (а Ноах обрёл благосклонность в глазах Ашема);
וַיְהִי דָוִד לְכָל דְּרָכָו מַשְׂכִּילוַיהוָה עִמּוֹ
– «Ва-йеhи Давид ле-холь драхав маскиль ва-Адо-най имо» – (И преуспевал Давид во всех делах своих, и Г-сподьбыл с ним).
И говорит псалом «Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам» до последнего слова:
שִׁיר, לַמַּעֲלוֹת אֶשָּׂא עֵינַי, אֶל-הֶהָרִים— מֵאַיִן, יָבֹא עֶזְרִי ב עֶזְרִי, מֵעִם יְהוָה— עֹשֵׂה, שָׁמַיִם וָאָרֶץ ג אַל-יִתֵּן לַמּוֹט רַגְלֶךָ; אַל-יָנוּם, שֹׁמְרֶךָ ד הִנֵּה לֹא-יָנוּם, וְלֹא יִישָׁן— שׁוֹמֵר, יִשְׂרָאֵל ה יְהוָה שֹׁמְרֶךָ; יְהוָה צִלְּךָ, עַל-יַד יְמִינֶךָ ו יוֹמָם, הַשֶּׁמֶשׁ לֹא-יַכֶּכָּה; וְיָרֵחַ בַּלָּיְלָה ז יְהוָה, יִשְׁמָרְךָ מִכָּל-רָע: יִשְׁמֹר, אֶת-נַפְשֶׁךָ ח יְהוָה, יִשְׁמָר-צֵאתְךָ וּבוֹאֶךָ— מֵעַתָּה, וְעַד-עוֹלָם
«Шир ламаалот, эса эйнай эль hеhарим, меаин яво эзри. Эзри меим Адо-най, осэ шамаим ваарец. Аль йитен ламот раглеха, аль янум шомереха. hине ло янум вело йишан, шомер Йисраэль. Адо-най шомереха, Адо-най цильха, аль яд йеминеха. Йомам hашемеш ло якека, веяреах балайла. Адо-най йишмарха миколь ра, йишмор эт нафшеха. Адо-най йишмар цетха увоэха, меата веад олам».
(Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Г-сподь – страж твой, Г-сподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью. (7) Г-сподь охранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою. (8) Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки).
Затем ещё пасуки:
בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵתהַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ
– «Берешит бара Эло-hим эт hа-шамаим ве-эт hа-арец» – (в начале сотворил Б-г небо и землю).
יְהוָה צְבָאוֹת עִמָּנוּ מִשְׂגָּבלָנוּ אֱלֹהֵי יַעֲקֹב סֶלָה
– «Адо-най Це-ваот иманумисгав лану, Эло-hэй Яаков, сэла» – (Г-сподь Це-ваот с нами, крепость наша – Б-г Яакова. Сэла!)
После этого говорят молитву:
«Эло-hэйну ве-Эло-hей авотэйну hэхильhахэль алэйну эт шешет йемей hа-маасэhабаим ликратэйнуле-шалом, хашухим ми-коль хета ва-фэша, у-менуким ми-коль ашмаве-авон ве-раша, ве-медуваким бе-талмуд Торатэха, ве-ханэнудэа у-вина ве-аскэльме-Итха. Ве-ташмиэни ба-hэм сасон ве-симха, ве-лотаалэ кинатэйну аль лев адам ве-ло кинатадам таалэ аль либэйну, ве-коль hайоэц алэйну ве-аль амха Исраэль эца раабатлу у-ватлу эцатоке-де-ктив: Ад-найhефир ацат гойим, уцуэца ве-туфар, работ махшевот ба-лев и шве-эцат Ад-най hитакум, ки Ад-най Це-ваот йаэц у-ми йафэр. Ве-коль hа-йоэц алэйнцэца това кайэму ве-кайем эцато ка-эмор: ве-ханоти эт ашерахон ве-рихамти эт ашер арахэм. Барух hа-мефер эцот раот ме-алэйну у-ме-аль коль амо Исраэль у-мекайэмалэйну эцато ве-ацатам шель цадикимле-това. Барух ше-ло азавну, кен Адо-найЭло-hэйну аль йаазвэйну ве-аль иташну, ве-аль ихлимэну ве-аль йехафирэну ло ба-оламhа-зэ ве-ло ба-Олам hа-Ба ве им hа-цадикимнипатер бе-шалом. hинэ Э-ль йешуати – эвтах ве-ло эфхад, киазай у-змират Й-а Ад-най ва-йеhи ли лишуа».
(Б-г наш и Б-г отцов наших! Пусть начнём мы шесть дней делания, приходящие навстречу нам, лишенными всякого греха и спасёнными от всякой злой вещи и преступления, и присоединимся мы изучению Торы Твоей. Даруй нам разумение Торы Твоей и извести нас радостью и веселием. И да не поднимется в сердце к какому-либо человеку зависть о нас, ни в сердца наши зависть к человеку; и да не поднимется в сердце к человеку ненависть к нам, ни в сердца наши ненависть к человеку. А всякий советующий нам злое и думающий злое, пусть пропадёт и пропадёт совет его, как сказано: «Г-сподь расстраивает советы (планы) племен, и уничтожает замыслы народов. Много замыслов в сердце человека, но сбудется совет (решение) Г-сподень. Совет Г-споденьустоит вовек, замысел сердца Его – навечно. Ибо Г-сподь Ц-ваот решил, – и кто отменит? и Его рука простерта, – и кто отвратит ее?». И все советующие доброе и думающие доброе о нас пусть существуют и советы их пусть исполнятся, как сказано: «И помилую, кого помиловать Мне, и пожалею, кого пожалеть Мне». Благословен Расстраивающий советы злые о нас и о всём народе Исраэля, и Исполняющий для нас совет Свой и советы праведников к добру. Благословен, что не покинул нас, так, Г-сподь Б-г наш, не покинь нас, и не скрывайся от нас, и не опозорь нас, и не устыди нас, и не обесчесть нас ни в мире этом, ни в мире будущем. И да покинем этот мир с праведниками в мире. Вот, Б-г – спасение мое: я уповаю и не страшусь. Моя сила и ликование – Г-сподь. Он был спасением мне).
После этого пьёт (из бокала) полный глоток вина и даёт отпить сыновьям и домочадцам. А рав Саадия Гаон говорит: не нужно давать отпить из бокала.
Добавлено в Туре: ещё пишет Рав Амрам: «Принято у нас наливать в бокал благословения воду, после того, как выпьем из него вино. И умываемся ею, и пьём её. И так слышали мы от учителей наших, что заповедь – делать так, потому что остатки заповеди задерживают невзгоды. И (также) тем, что осталось от воды на руках наших после омовения (нетилат ядаим), проводим мы по глазам, чтобы показать, как мила нам эта заповедь».
(По уроку Рава Александра Цви Сыпкова)