Хана и Пнина — награда за царот или — не притесняй

 

Учат Хазаль, что нужно быть очень осторожными с людьми, которые пережили царот — «цара» (беда, притеснения).

И это помимо вдов и сирот, о которых в Торе говорится открыто: «Никакую вдову и сироту не обижайте… если будешь обижать их…! Ибо если воззовет ко Мне, Я услышу его вопль; И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». (Шмот 22:21-23)

Мудрецы приводят в пример истории про бездетных женщин (на примере Ханы и Пнины), про женщин, оставленных своими мужьями (Ницэвет бат Адиэль), людей, перенесших утрату (Йов и друзья) – и во всех историях Вс-вышний воздает за испытание, а за притеснения наказывает.

Все эти примеры раскрывают, что испытания в этом мире посылаются Вс-вышним и невозможно понять или увидеть за этим всем причинно-следственную связь. Ведь тема «почему праведнику плохо, а грешнику – хорошо» — проходит рефреном через всю Тору и остается безответной.

 

Хана и Пнина

В Книге Шмуэля (1) приводится история об Элькане, у которого было 2 жены. Хана была первой женой Эльканы; после того, как они прожили 10 лет и Хана не родила ему детей, он женился на Пнине.

Мидраш «Псикта Рабати» пишет, что Хана поступила, как праматерь Сара – привела в дом соперницу: «Если я скажу Элькане взять еще одну жену, Бог увидит, что я привела жену-соперницу и вспомнит обо мне».

У Пнины было 10 сыновей, и ее дети кратко упоминаются в Книге «Млахим» во время жертвоприношений.

Мы учим это из вопроса Эльканы к Хане: «Разве я не дороже тебе, чем десять сыновей?».

Поэтому он стремится утешить Хану, утверждая, что его любовь превосходит любовь десяти сыновей Пнины.

В Книге Шмуэля (1:6) рассказывается о напряженности в отношениях между Пниной и Ханой, вызванной бесплодием Ханы: «И сердила ее соперница раз за разом, чтобы побудить ее к возмущению за то, что Б-г затворил ее чрево».                                                                                      

Мидраш раскрывает, как именно обижала Пнина Хану: «Разве ты не купили рубашку для своего старшего сына?» (Мидраш Шмуэль 1: 8).

Другой мидраш — Песикта Рабатти говорит, что Пнина вставала рано утром и спрашивала Хану: «Разве ты не встаешь, чтобы умыть своих детей, прежде чем они пойдут в школу?» А через несколько часов: «Ты не собираешься встречать своих детей из школы»?

Согласно этому мидрашу, Пнина поддевала Хану ежедневно, напоминая ей о разнице между ними.

Еще мидраш добавляет, что, когда Элькана распределял жертвы среди своих сыновей, Пнина говорил своему мужу: «Дай этому моему сыну свою долю», «этому сыну моему ты не дал его часть», все для того, чтобы разозлить Хану. Пнина всячески причиняла боль своей сопернице. Она знала, что Хана была любимой женой Эльканы и тоже стремилась добиться некоторого признания от него, либо в их доме, либо в распределении приношений.

Именно такое поведение Пнины и привело к тому, что Ханна, наконец, была благословлена ​​с ребенком.

Говорит Мидраш, что Б-г ответил Пнине вместо Ханы:

«Ты обижаешь (haрима) Хану, а ведь нет грома (рaъaм),

 который не сопровождается дождем. Я сейчас же вспомню о ней [то есть благословлю ее с ребенком]»

Здесь Мидраш приводит игру слов «раъам» — и гром, и гнев.

Бесплодную жену сравнивают с засушливой почвой, и ее благословение ребенком изображается, как дождь, который падает и насыщает землю, вызывая ее плодородие.

И зачала Хана и родила трех сыновей и двух дочерей. Мидраш говорит, что, когда Хана родила своих детей, Пнина была наказана: за каждого рожденного у Хана ребенка, Вс-вышний забирал у Пнины двоих. Хана родила четырех, а Пнина похоронила восьмерых. Когда Ханна была беременна своим пятым ребенком, Пнина испугалась, что потеряет последних двух и пришла к Хане: «Я знаю, что согрешила против тебя. Я прошу тебя, помолись за меня, чтобы двое моих оставшихся сыновей жили».

Хана помолилась Б-гу и сказала: «Пожалуйста, оставь ей двух сыновей и позволь им жить».

Хотя Хана родила только пятерых детей, она говорит в своей молитве: «бесплодная рожает семерых, многодетная несчастна», потому что два сына Пнины теперь считались ее сыновьями.

Хоть Мидраш и говорит, что Пниной двигали добрые побуждения – вызвать у Ханны желание больше и сильнее молиться — все же мы видим насколько Вс-вышний взимает плату с человека за отсутствие милосердия к ближнему.

(на основе мидраша «Псикта Рабати» 43)

 P.S.

Молитва Ханы, одна из сильнейших молитв, на основе которой построена главная еврейская молитва»Амида» — и с помощью которой она удостоилась сына Шмуэля — на нашем сайте: https://silatehilim.com/ватитпалель-ханна-молитва-ханны/