Теилим 86 — Плони бен Плонит или когда во время молитвы упоминают имя мамы

 

Теилим 86:16

— «Пенэ элай вехонэни, тэна узэха леавдэха веhошиа леве аматеха» — (повернись ко мне, пожалей меня, дай силу рабу Своему, избавь сына рабыни Твоей).

Хазаль учат, что Теилим 86 раскрывает секрет, почему мы упоминаем имя матери во время молитвы. В просьбе об избавлении: «избавь сына рабыни Твоей» — Давид а-Мелех называет себя сыном своей матери, потому что, когда человек хочет, чтобы его просьба была услышана на Небесах, он должен упомянуть свое имя в связи с именем своей матери. (Зоар 1: 84а)

Талмуд также предлагает произносить молитвы, используя формулу Плони бен Плонит, то есть, упоминая имя матери. (Шаббат 66б)

В «Шеелот Утешувот» Хатам Софер продолжает тему об обычае использовать имя матери в молитве.

Этому обычаю приводится несколько причин:

 1) Личность матери, обычно, известна наверняка; (Зоар)

2) Женщины, как правило, менее грешны, чем мужчины, и поэтому лучше упомянуть мать, чтобы ссылаться на ее заслуги от имени человека, за которого молятся; (Бен Йеояда на Брахот 55b)

3) В физическом плане, человек имеет большую связь со своей матерью, чем со своим отцом.

Этим объясняется обычай упоминать имя отца после смерти человека, поскольку на духовном плане человек имеет большую связь со своим отцом. (Мекор Хесед на Сефер Хасидим, § 242)

Сефардский обычай — упоминание имени матери после ухода человека из жизни. (Гешер а-Хаим, гл. 28 и 31)

(По книге «Теилим – книга псалмов» под редакцией Рабби Йосефа Б. Маркуса)