Скрытый смысл чтения Теилим 47 в Роша-Шана перед шофаром

47 перек Теилим – мудрецы называют песней Коронации Вс-вышнего, провозглашенного Царем мира:

«Вознесся Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара».

По аналогии с коронацией земных царей – проходящих помпезно и празднично, Давид а-Мелех пытается применить этот образ к Вс-вышнему – сначала:

«вознесся Б-г трублением»а затем:

«воцарился Б-г над народами, воссел на Своем Святом престоле».

Во всех еврейских молитвах доминирует идея правления Вс-вышним миром, Его контроля над Вселенной.

Во многих еврейских общинах в Рош а-Шана перед трублением в шофар – 7 раз прозносят 47-ю главу Теилим.

Многие мудрецы говорят, что семикратное повторение этого псалма предназначено для проникновения в 7 Небес.

Рав Деслер объясняет скрытый смысл прочтения 47-го псалма 7 раз тем, что это соотносится с самой первой битвой в истории еврейского народа – битвой под Йерихо, когда город пал после прохождения 7-ми кругов, 7-ю коэнами, с 7-ю шофарами.

Шофар – это инструмент тшувы, это скрытое оружие еврейского народа, объясняет Рав Деслер.

7 кругов акафот способны удалить «туму» — (нечистоту) и тогда падают любые стены.

Михтам Элиягу (2) говорит, что шофар, как инструмент покаяния, в состоянии удалить духовное загрязнение 7 народов Кнаана.

Но есть еще 1 аспект, который делает 47-й псалом подходящим для чтения перед тублением в шофар.

47 псалом – это один из 11 псалмов, помещенных в Книге Теилим от имени, сыновей Кораха. Как известно, Корах потомок Леви, а левиты были псалмопевцами в Бейт а-Микдаше.

Корах, не удовлетворенный миссией левитов, восстал против Моше и поплатился смертью за это, но его сыновья успели сделать тшуву и возглавили гильдию певцов в Храме. Им приписывается одиннадцать псалмов, в том числе два других: псалом 49, который читается в доме Шивы (траура); и псалом 48, который является «Шир Шел Йом» (псалом дня) для понедельника. Поскольку понедельник был единственным днем ​​создания, в котором не использовалось слово «тов» (хорошо), то ему нужна эта дополнительная заслуга, чтобы поднять его до уровня других дней.

Получается, что каждый раз, когда нам нужны дополнительные заслуги, чтобы подпитать наши молитвы, мы обращаемся к сыновьям Кораха.

Поэтому мы читаем 47 псалом, написанный сыновьями Кораха, уж если они смогли сделать тшуву и раскаяться, то мы тем более должны суметь.

Мидраш «Ваикра Раба» приводит еще одно мнение — мнение Раби Йеуды бен Нахмана.

Пасук: «Вознесся Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара» — имеет ввиду следующее.

В Рош а-Шана в час суда, Вс-вышний восседает на Троне Суда.

Но когда сыны Израиля берут шофары и трубят перед Вс-вышним, тогда Он встает и пересаживается на Трон Милосердия.

Наполняется Милосердием и обращает меру Суда в меру Милосердия.

«Вознесся Б-г» — здесь имя «Элоким» — мера Суда, а дальше: «Г-сподь – гласом шофара» — четырехбуквенное имя Вс-вышнего «Г-сподь» – символизирует Милосердие.

Кетива ве-хатима това!